Метод. реком. УКП

Главное управление МЧС России по Чувашской Республике
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по оборудованию учебно-консультационных пунктов по гражданской
обороне и чрезвычайным ситуациям (УКП ГОЧС), создаваемых для
организации обучения населения не занятого в сферах производства
г. Чебоксары
2012 год
УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ.
1. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и чрезвычайным
ситуациям (УКП ГО ЧС) предназначены для обучения населения, не занятого в
производстве и сфере обслуживания (далее – неработающее население).
Создаются УКП в соответствии с требованиями Федерального закона "О
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации "О
порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций" и
"Организационных указаний по подготовке населения...", подписанных Министром
РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. Основная их
цель - в максимальной степени привлечь к учебе неработающее население, добиться,
чтобы каждый гражданин мог грамотно действовать в любых чрезвычайных
ситуациях как мирного, так и военного времени.
Перед УКП ставятся следующие задачи:
- обучить граждан способам защиты от современных средств поражения;
- выработать у них уверенность в надежности средств и способов защиты от ЧС
любого характера;
- дать практику и привить навыки для действий в условиях чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени;
- повысить морально-психологическое состояние людей, помочь правильно
оценить складывающуюся обстановку для принятия разумных и адекватных
действий;
- научить население правилам защиты детей и обеспечения их безопасности
при выполнении мероприятий ГО;
- активно пропагандировать (разъяснять) роль, значение и задачи ГО и РСЧС в
современных условиях.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
Учебно-консультационные пункты ГОЧС создаются при жилищноэксплуатационных органах в городах и районах, сельской местности - при
администрациях сел и поселков. Они могут размещаться в технических кабинетах,
комнатах здоровья, в других помещениях.
Кроме того, в "Организационных указаниях..." МЧС России сказано:
"Органам исполнительной власти и местного самоуправления принять меры по
восстановлению имеющихся и созданию новых учебно-консультационных пунктов
при жилищных органах".
В соответствии с данными требованиями руководитель органа местного
самоуправления издает приказ (постановление, распоряжение) о создании при
жилищно-эксплуатационных органах учебно-консультационных пунктов, в
котором определяет:
- при каких организациях и на какой базе они создаются;
- порядок финансирования;
- материально-техническое обеспечение;
- ответственных за их работу и другие организационные вопросы.
Руководитель жилищно-эксплуатационного органа обязан издать приказ
(распоряжение), в котором устанавливает:
- место размещения;
- жители каких домов, улиц, кварталов приписываются для консультаций,
занятий и тренировок к данному пункту;
- порядок работы учебно-консультационного пункта;
- ответственных за обеспечение учебными пособиями, имуществом ГО и
техническими средствами обучения;
- время проведения занятий, консультаций и тренировок;
- кто проводит консультации (работает с населением). В отдельных случаях
назначаются старшие по домам и подъездам.
Непосредственное руководство учебно-консультационным пунктом ГОЧС
осуществляет начальник жилищно-эксплуатационного органа. В своей работе он
руководствуется:
- законами Российской Федерации, указами Президента РФ и постановлениями
Правительства РФ;
- приказами и распоряжениями руководителей местных органов
самоуправления;
- указаниями органов управления по делам ГОЧС;
- положением об учебно-консультационных пунктах ГОЧС, а также другими
руководящими документами, регламентирующими их работу.
Общее руководство по подготовке населения в УКП осуществляют
руководители местных органов самоуправления совместно с органами управления по
делам ГОЧС всех уровней. Они оказывают помощь руководителям жилищноэксплуатационных органов в улучшении и повышении эффективности работы
пунктов, совместно с ними организуют тренировки с населением, на которых
отрабатывают вопросы действий по сигналу "Внимание всем!", а также порядок
поведения при чрезвычайных ситуациях, характерных для мест их проживания.
Работа пунктов строится обычно по двум направлениям. Первое - создаются
небольшие (до 10-12 чел.) учебные пункты. Второе - консультационная деятельность,
когда люди приходят в жилищный орган для решения каких-либо житейских
вопросов. Их приглашают на беседу, отвечают на интересующие вопросы,
предлагают посмотреть видеофильм, ознакомиться со средствами защиты органов
дыхания.
Конечно, создание учебных групп предпочтительнее. Занятия в них всегда
более интересны, дают более высокий результат, чем разрозненные стихийные
консультации.
В каждой группе может быть старший, который отвечает за оповещение и сбор
людей, он же ведет журнал (лист) учета. Если есть возможность, следует стремиться к
созданию групп из числа жителей дома, подъезда (нескольких домов).
Контроль за работой пунктов осуществляют должностные лица, назначенные
администрацией местных органов самоуправления. Для этого привлекаются
работники органов управления ГОЧС города (района), объектов народного хозяйства,
преподаватели и мастера производственного обучения курсов ГО. Они же должны
оказывать организационную и методическую помощь руководителям учебных групп,
осуществлять постоянный контроль за подготовкой и проведением занятий.
В качестве преподавателей (инструкторов, консультантов) выступают
работники жилищно-эксплуатационных органов, а также активисты ГО из числа
офицеров запаса, ветеранов войны и труда, предварительно прошедшие подготовку
на курсах ГО. Занятия по медицинским темам, а также по проблемам
психологической подготовки проводят работники органов здравоохранения. Для
проведения практических занятий и отработки наиболее сложных тем целесообразно
привлекать преподавателей курсов ГО городов, штатных работников органов
управления по делам ГОЧС местного уровня. В сельской местности организация и
проведение занятий в учебно-консультационных пунктах ГО ЧС возлагается на
сельскую администрацию.
Основным планирующим документом является расписание занятий
(консультаций), составленное из расчета 12 часов на учебный год. Темы занятий и
количество часов на их изучение определяются с учетом местных условий и степени
подготовленности обучаемых. Расписание занятий утверждает руководитель
жилищно-эксплуатационного органа (глава сельской администрации).
Продолжительность одного занятия согласуется со слушателями учебной группы и,
как правило, составляет 45 минут. Работа учебно-консультационного пункта
регламентируется годовым учебным планом, расписанием занятий и распорядком
дня.
Для поднятия престижа УКП, определения лучших из них в городе, районе
органы управления по делам ГО ЧС организуют и проводят смотры-конкурсы на
образцовый учебно-консультационный пункт (размещение, учебно-материальная
база, организованность в работе, подготовка преподавателей, качество занятий).
Хорошие результаты дают соревнования между пунктами (каждый из них
выделяет группу из 5-7 человек). Проверяющий (комиссия, жюри) задает вопросы
или предлагает выполнить какие-то практические действия (надеть противогаз,
респиратор, наложить повязку и т.д.). По завершении определяется победитель.
По результатам всех этих мероприятий руководитель органа местного
самоуправления обязан издать приказ, где должны быть подведены итоги работы
учебно-консультационных пунктов за год, обобщен передовой опыт, определены
лучшие работники.
3. ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ
Учебно-консультационные пункты следует оборудовать в строгом
соответствии с современными требованиями и взглядами на теорию и практику
ведения гражданской обороны. Главное требование к ним - наглядность и простота
стендов, доступность в понимании демонстрируемых материалов.
Каждому пришедшему на пункт и познакомившемуся с его оснащением
должны быть понятны реальные возможности защиты от ЧС как в военное, так и
мирное время. С этой целью следует полнее представить все многообразие средств
индивидуальной защиты, медицинского имущества, средств обеззараживания,
защитных сооружений (макетов, схем, рисунков, плакатов).
Учебно-консультационный пункт - это не место для теоретических
рассуждений, монотонных лекций и длинных рассказов. Главным здесь должны быть
практические занятия и тренировки, беседы и дискуссии, викторины и многое другое,
что привлечет внимание, заинтересует людей. При проведении занятий крайне важно
опираться на реальные события, произошедшие в родном регионе, сообщения средств
массовой информации.
Желательно, чтобы УКП оборудовались в специально отведенном для этого
помещении при жилищно-эксплуатационных органах городов, районов, а также при
администрациях сел, поселков. Комната должна вмещать 10-20 человек и иметь 5-10
столов со стульями. У входа иметь вывеску размером 70х50 см. На видном месте
расположить распорядок дня и расписание занятий.
Учебно-материальная база УКП включает помещение, оснащенное
техническими средствами обучения, наглядными пособиями. Она способствует
повышению качества подготовки людей, позволяет выработать у них высокие
моральные и психологические качества.
Для проведения занятий и самостоятельной работы населения в классе
(кабинете) рекомендуется иметь следующие технические средства: телевизор,
видеомагнитофон, фильмоскоп, приемник радиовещания, телефон.
Помещение учебно-консультационного пункта следует оборудовать стендами:
1. "Сигналы ГО и действия по ним".
2. "Виды ЧС и способы защиты".
3. "Порядок и правила проведения эвакуации".
4. "Индивидуальные и коллективные средства защиты"
5. "Простейшие средства защиты органов дыхания и кожи".
6. "Оказание само- и взаимопомощи".
Это основные стенды. Их может быть больше или меньше. Все зависит от
возможностей и конкретных задач, которые поставлены перед УКП. Проекты стендов
даны в приложении к настоящим методическим рекомендациям.
Для проведения практических занятий учебно-консультационный пункт
желательно оснастить следующим учебным имуществом:
- противогазы для взрослых (разные) - 10 шт.;
- противогазы для детей (разные) - 5-10 щт.;
- камера защитная детская КЗД-6 - 1 шт.;
- респираторы (разные) - 10 шт.;
- дозиметры бытовые (разные) - 1-3 шт.;
- огнетушители (разные) - 1-3 шт.;
- ватно-марлевые повязки (ВМП) - 5-10 шт.;
- противопыльные тканевые маски (ПТМ-1) -3-5 шт.;
- индивидуальный противохимический пакет (ИПП), перевязочный пакет
индивидуальный (ППИ), аптечка индивидуальная АИ-2 - по 1 шт.;
- бинты, вата и другие материалы для изготовления простейших средств
индивидуальной защиты;
- учебно-методическая литература и плакаты по ГО ЧС из библиотеки журнала
"Военные знания";
- памятки "Это должен знать каждый", "Знай и умей";
- подшивки журналов "Гражданская защита", "Военные знания";
- кино- и видеофильмы по ГО ЧС;
- выписки из плана ГО и плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС
(в части касающейся граждан, проживающих на территории конкретного жилищного
органа);
- списки жильцов с указанием номеров квартир, телефонов и старших учебных
групп.
В некоторых наших дворах еще сохранились площадки, сцены, навесы,
беседки, места, где жильцы собираются, отдыхают, ведут свои незатейливые
разговоры, играют в шашки и домино.
Эти места можно использовать для занятий и консультаций. Не надо загонять
людей в помещения. Может быть, преподавателю (консультанту) лучше прийти к
ним. Эффект от этого будет значительно больше. Вокруг педагога наверняка
соберутся люди. Возникнут вопросы, разгорится беседа (спор), а это сразу оживит
всех. А если организовать здесь, скажем викторину, да еще наградить победителей
призами - успех обеспечен.
Для жильцов, желающих заниматься самостоятельно, на пункте следует иметь
нормативные правовые и руководящие документы, памятки и наставления, учебнометодические пособия, комплекты плакатов и инструкции. Список указанных
документов и литературы для УКП ГОЧС разрабатывает начальник органа
управления по делам ГОЧС местного уровня.
4. МЕТОДИКА РАБОТЫ
С учетом местных условий и подготовленности обучаемых, тематику занятий и
количество часов устанавливает руководитель местного уровня. Особое внимание
целесообразно уделять темам по действиям населения при возникновении различных
ЧС, пожарной безопасности, антитеррористической деятельности и безопасности
людей на воде, в период купального сезона. Обучение проводится как на плановых
занятиях (в объеме 12 часов), так и путем самостоятельного изучения материала с
последующим закреплением полученных знаний и навыков при выполнении
нормативов или в ходе практических занятий и тренировок.
По окончании курса обучения население, не занятое в производстве и сфере
обслуживания, должно:
а) знать:
- основные средства и способы защиты от аварийно химически опасных
веществ, современных средств поражения, последствий стихийных бедствий, аварий
и катастроф;
- порядок действий по сигналу "Внимание всем!" и другим речевым
сообщениям органов управления по делам ГОЧС на местах;
- правила поведения и основы организации эвакуации в ЧС мирного и
военного времени.
б) уметь:
- пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты,
изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания и кожи;
- правильно действовать по сигналу "Внимание всем!" и другим речевым
сообщениям органов управления ГО ЧС в условиях стихийных бедствий, аварий и
катастроф;
- оказывать само- и взаимопомощь при травмах, ожогах, переломах, ранениях,
кровотечениях;
- защищать детей и обеспечивать их безопасность при выполнении
мероприятий ГО.
Подготовку этой категории населения надо проводить с учетом возраста,
состояния здоровья и других факторов. Поэтому методика должна быть несколько
отличной от обычных занятий. Здесь преобладают такие формы:
- практические занятия, беседы, уроки в форме вопросов и ответов;
- просмотр учебных видеозаписей и фильмов;
- привлечение на учения и тренировки по месту жительства;
- самостоятельное изучение учебно-методических пособий и памяток;
- прослушивание радиопередач, просмотр телепрограмм по защите населения
от чрезвычайных ситуаций.
Значительную часть учебного времени следует отводить практическим
занятиям, как в помещении, так и на улице. Тренировки организовывать с участием
работников органов управления по делам ГО ЧС или членов КЧС местного уровня.
Для повышения эффективности обучения целесообразно, чтобы занятия носили
спортивно-состязательный характер, между отдельными гражданами и учебными
группами, между домами и подъездами царила бы здоровая конкуренция.
Занятия можно проводить не только на собственной базе других учреждений, а
также частей и соединений ГО. При этом предпочтение следует отдавать
практическим действиям со средствами индивидуальной защиты, бытовыми
дозиметрами, индивидуальными и противохимическими пакетами и средствами
медицинской защиты. Желательно, чтобы обучаемые посетили убежище или ПРУ.
Хорошо воспринимаются обучаемыми дискуссии, проводимые наподобие игры
со зрителями в "Поле чудес". Руководитель задает вопрос. Каждый слушатель
излагает свой ответ. После небольшой полемики преподаватель подводит всех к
правильному ответу.
Особое место отводится кино- и видеофильмам. Они обладают широкими
возможностями морально-психологического воздействия на людей, являются одним
из эффективных средств пропаганды и подготовки. Видеозаписи способствуют
лучшему усвоению сложных вопросов защиты населения и территорий, помогают
осознанно действовать в сложных условиях. Их тематика достаточно разнообразна.
Поэтому организация занятия с применением видеозаписей требует от преподавателя
правильного их подбора. Руководитель обязан сочетать видеоряд на экране с
текстовым материалом. Методика работы может предусматривать три варианта.
Первый - преподаватель излагает основную часть учебного материала перед
демонстрацией видеозаписи. Второй - сначала идет демонстрация фильма и только
потом объяснение происходившего на экране. Третий - это чередование показа
отдельных частей и фрагментов с объяснением и ответами на возникающие вопросы.
Самостоятельная работа с данной категорией людей носит больше единичный
характер. С одной стороны, это во многом зависит от подготовленности обучаемых, а
с другой - от необходимого количества учебно-методических и наглядных пособий,
которые следовало бы выдать им для занятий. Да и многие ли из пенсионеров,
пожилых людей захотят читать эту литературу? Им проще и интереснее включить
телевизор, посмотреть и послушать. К этому они просто привыкли.
Целесообразно привлекать для пропаганды знаний в области ГО,
предупреждения и ликвидации ЧС, противопожарной безопасности, безопасности
людей на водных объектах и антитеррористической деятельности общественные
организации и людей принимающих активное участие в мероприятиях проводимых
органами местного самоуправления на территории района (города). Использовать их
для распространения среди населения рекомендаций и памяток по действиям
населения в различных ЧС.
В целях привлечения большего количества неработающего населения на
занятия можно применять практику проведения тематических вечеров по
информированию о деятельности своего предприятия в жилищно-коммунальной
сфере, организации страхования жилищного фонда, благоустройства дворов, домов и
т.д.
В процессе обучения основное внимание следует обратить на выработку у
людей правильного представления о тех чрезвычайных ситуациях, которые
характерны для мест их проживания, показать реальные масштабы последствий, а
главное – рассказать, что надо делать в каждом конкретном случае. Добиться, чтобы
каждый приобрел практические навыки по применению индивидуальных средств
защиты. Стремиться воспитать чувство высокой ответственности за свою личную
подготовку и подготовку семьи к защите от чрезвычайных ситуаций. Сделать так,
чтобы каждый был способен оказать первую медицинскую помощь себе и другому
пострадавшему. И эти его действия происходили бы без суматохи и страха, а
уверенно и сноровисто.
5. ДОКУМЕНТАЦИЯ:
1. Постановление главы администрации района "О создании учебноконсультационных пунктов при ЖЭКах _____________________________________
района".
2. Приказ начальника ЖЭКа "Об организации работы УКП ГОЧС по обучению
неработающего населения.
3. Приказ начальника ЖЭКа "Об организации подготовки рабочих и служащих
ЖЭКа к действиям в ЧС".
4. Положение об учебно-консультационном пункте ГОЧС.
5. План работы УКП ГОЧС при ЖЭКе на год по обучению неработающего
населения.
6. Распорядок работы УКП ГОЧС.
7. График дежурства по УКП ГОЧС.
8. Журналы учета проводимых занятий.
9. Тематический план подготовки рабочих и служащих ЖЭКа к действиям в
ЧС на _______ год.
10. Расписание занятий с рабочими и служащими ЖЭКа по подготовке к
действиям в ЧС на _______ год.
11. Журнал учета посещаемости и успеваемости.
6. ПРИЛОЖЕНИЯ:
1. Постановление главы администрации района.
2. Приказ руководителя ЖЭО
3. Тематика и расчет часов для подготовки рабочих и служащих, работников
сельского хозяйства и неработающего населения к действиям в чрезвычайных
ситуациях.
4. Расписание занятий по ГО и ЧС с неработающим населением на учебный год
(вариант).
5. План работы учебно-консультационного пункта ГО ЧС по обучению
неработающего населения на год (вариант).
6. Журнал учета проводимых занятий.
7. Образцы вывесок.
8. Оборудование УКП ГОЧС (вариант).
8.1 - 8.6 Вариант оформления стендов на УКП ГОЧС.
9. Вариант оформления доски документации.
10. Функциональные обязанности начальника (консультанта) УКП ГОЧС.
11. График дежурства на УКП ГОЧС.
Приложение 1
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ _____________________
муниципальное образование
Об обучении населения, не занятого в сферах производства и
обслуживания (неработающего населения)
Во исполнение Федеральных законов РФ "О гражданской обороне" № 28-ФЗ от
12.02.1998г.cт. 2,8,18,19. "О защите населения и территорий от ЧС природного и
техногенного характера " № 68-ФЗ от 21.12.1994г. ст. 4,11,18,20,23,28 постановления
Правительства РФ "Об утверждении положения об организации обучения населения в
области гражданской обороны " №841 от 02.11.2000г. ст.ст. 1,3,4,5 Приказа
руководителя ГО области № __ от ____________ :
1. Создать при жилищно-эксплуатационных органах учебно-консультационные
пункты ГОЧС (далее УКП ГОЧС ).
2. Главам сельских и поселковых администраций, руководителям ЖЭУ (УК))
___________________________________________________ издать свои
приказы (распоряжения) в которых установить: место размещения; жители каких
домов, улиц, кварталов приписываются для консультаций, занятий и тренировок к
данному пункту; порядок работы УКП; ответственных за обеспечение учебными
пособиями, имуществом ГО и техническими средствами обучения; время проведения
занятий, консультаций и тренировок; кто проводит занятия, консультации,
тренировки. Копии приказов (распоряжений) представить в управление по делам ГО
и ЧС _______________________________ района к «____»_____________200__г.
3. Непосредственное руководство УКП ГОЧС возложить на начальника
жилищно-эксплуатационного органа. Ему в своей работе руководствоваться:
законами РФ, указами Президента РФ и постановлениями правительства РФ;
приказами и распоряжениями руководителя ГО - Главы администрации
_________________района; указаниями управления по делам ГО и ЧС
______________________района; Положением об УКП ГОЧС и другими
руководящими документами, регламентирующими их работу.
4. Руководителям УКП ГОЧС оборудовать выделенные помещения согласно
Положения об УКП ГОЧС и методического пособия по оборудованию УКП ГОЧС .
5. Финансирование УКП ГОЧС осуществлять за счет соответствующих
бюджетов (ЖЭО, сельских и поселковых администраций).
6. Управлению по делам ГО и ЧС ________________ района обеспечить
методическую помощь в создании УКП ГОЧС.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
должностное лицо, уполномоченных на решение задач в области гражданской
обороны района _________________________
Глава администрации____________ района п/п_____________
(ф.и.о.)
(ф.и.о.)
Приложение 2
Тематика и расчет часов для подготовки неработающего
населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
№ п/п Наименование тем Количество
часов
1. Оповещение о чрезвычайных ситуациях. Действия населения
по предупредительному сигналу "Внимание всем!" и речевым
информациям штабов по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям.
1
2. Радиоактивное заражение местности при авариях на АЭС и
других радиационно-опасных объектах. Понятие о дозах
облучения, уровнях загрязнения различных поверхностей и
объектов (тела человека, одежды, техники, местности,
поверхности животных), продуктов питания, фуража и воды.
1
3. Действия населения в зонах радиоактивного загрязнения.
Режимы радиационно защиты и поведения.
1
4. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ). Их
воздействие на организм человека. Предельно допустимые и
поражающие концентрации. Приборы химической разведки.
2
5. Средства коллективной и индивидуальной защиты. 1
6. Порядок заполнения защитных сооружений и пребывания в
них. Порядок эвакуации их защитных сооружений.
Особенности использования их при авариях на радиационно и
химически опасных объектах.
1
7. Повышение защитных свойств дома (квартиры) от
проникновения радиоактивной пыли и аварийно химически
опасных веществ (АХОВ).
1
8. Защита населения путем эвакуации. Порядок проведения
эвакуации.
1
9. Выполнение противопожарных мероприятий. Локализация и
тушение пожаров.
1
10. Медицинские средства индивидуальной защиты населения. 1
11. Оказание само- и взаимопомощи при ранениях,
кровотечениях, переломах, ожогах. Основы ухода за
больными. •
1
12. Особенности защиты детей. Обязанности взрослого населения
по ее организации.
1
13. Защита продуктов питания, фуража, воды от заражения
радиоактивными, отравляющими веществами и
бактериальными средствами.
1
14. Морально-психологическая подготовка населения к
действиям в ЧС.
1
Приложение 3
УТВЕРЖДАЮ
Начальник УКП
______________
«____»______________ 20__ г.
Расписание занятий по гражданской обороне и чрезвычайным
ситуациям с неработающим населением на 2005 учебный год (Вариант)
Дата Часы Номер и наименование
темы
Метод
проведения
Место
проведения
Кто
проводит
Отметка о
выполнении
Тема №1 "Обязанности
населения по гражданской
обороне и чрезвычайным
ситуациям"
Беседа Класс Инструкторконсультант
Тема №2 "Оповещение о
ЧС. Действия населения по
сигналу "Внимание всем!" и
речевым информациям
органов ГО ЧС"
Беседа Класс - « -
Тема №3 "АХОВ - аммиак,
хлор. Правила поведения
при их выбросе (проливе) и
защита от поражения их
парами"
Беседа Класс - « -
Тема №4 "Радиоактивное
заражение местности при
аварии на АЭС и других
радиационно опасных
объектах"
Беседа Класс - « -
Тема №5 "Повышение
защитных свойств дома
(квартиры)от
проникновения АХОВ"
Беседа Класс - « -
Тема №6 "Действия
населения при
обеззараживании
территорий, зданий и
сооружений рабочих мест и
обуви. Санитарная
обработка людей"
Беседа Класс - « -
Тема №7 "Средства
коллективной и
индивидуальной защиты"
Беседа Класс - « -
Тема №8 "Защита от
террористических актов.
Правила поведения дома и
на улице"
Беседа Класс - « -
Тема №9 "Особенности
защиты детей. Обязанности
взрослого населения"
Беседа Класс - « -
Тема №10 "Оказание само-и
взаимопомощи при травмах.
Основы ухода за больными"
Беседа Класс - « -
Тема №11 "Защита
населения путем эвакуации.
Порядок проведения
эвакуации"
Беседа Класс - « -
11-12 Тема №12 "Выполнение
противопожарных
мероприятий. Локализация
и тушение пожаров"
Беседа Класс - « -
15.11 9-10 Тема № 13 "Медицинские
средства индивидуальной защиты населения" Беседа Класс - « -.