МР Оборудование кабинетов ОБЖ

Главное управление МЧС России

по Чувашской Республике

 

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

ПО ОБОРУДОВАНИЮ КАБИНЕТА «ОБЖ»

В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

 

г. Чебоксары

2005 год

Главное управление МЧС России

по Чувашской Республике

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Начальник  ГУ  МЧС  России

по  Чувашской      Республике

 

                 п/п      В.Н. Петьков

 

«_21_»  ___июль___  2005 г.

 

 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 ПО ОБОРУДОВАНИЮ КАБИНЕТА «ОБЖ»

 В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

Методические рекомендации разработаны отделом организации службы и подготовки ПС и АСФ, организации культуры жизнедеятельности населения, подготовки руководящего состава и нештатных аварио-спасательных формирований ГУ МЧС России по Чувашской Республике

 г. Чебоксары

2005 год

Методические рекомендации

по оборудованию кабинета ОБЖ

в общеобразовательных учреждениях

Настоящие «Методические рекомендации» по оборудованию кабинета «Основ безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в уч­реждениях образования содержат основные положения и рекомендации по созданию учебно-материальной базы кабинета ОБЖ.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с требова­ниями постановления Правительства Российской Федерации    от 04.09.03 г. №  547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.01.1999 г. № 2 «Об организации подготовки населения Чувашской Республики к защите и действиям в чрезвычайных ситуациях» и организационных указаний по обучению населения Чувашской Республики в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001 - 2005 годы.

Методические рекомендации предназначены для директоров  учреждений образования и преподавателей-организаторов курса ОБЖ.

  1. Основные положения

Кабинет «Основ безопасности жизнедеятельности» - это оборудованный класс (с мебелью, стендами, макетами, с экспозициями по разделам курса, техническими средствами обучения и т.д.), предназначенный для проведения занятий с учащимися по программе курса «Основы безопасности жизнедея­тельности», а также для проведения кружковой работы во внеурочное время и самостоятельной работ. Он оборудуется в просторном светлом помещении и оснащается ученическими двухместными столами, стульями на каждого учащегося, столом для преподавателя-организатора курса ОБЖ и классной доской Помещение кабинета ОБЖ должно удовлетворять санитарно-гигиеническим нормам и иметь примыкающее к нему помещение для хране­ния имущества - лабораторную комнату.

В кабинете проводятся все теоретические и часть практических заня­тий, на которых учащиеся приобщаются к сознательному и ответственному отношению к личной безопасности, приобретают навыки оказания первой медицинской помощи себе и пострадавшим, осуществляется военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и его подготовка к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

  1. Порядок создания учебно-материальной базы кабинета ОБЖ

Оборудование кабинета ОБЖ рекомендуется осуществлять по следующим направлениям:

1) разработка макетного обеспечения курса ОБЖ;

2) оформление стендов по тематике курса ОБЖ;

3) оснащение техническими средствами обучения (ТСО);

4) витринное оформление кабинета ОБЖ средствами индивидуальной защиты, медицинскими средствами защиты, приборами радиаци­онной и химической разведки;

5) учебно-методическое обеспечение.

2.1.   Макетное обеспечение курса ОБЖ

В кабинете ОБЖ необходимо иметь макет местности, отражающий месторасположение школы со всеми дорогами, перекрестками, водоемами; предприятиями, использующими в своем производстве аварийно химически опасные вещества (АХОВ). На макете отрабатываются практические вопро­сы безопасного поведения на улице, в различных чрезвычайных ситуациях.

Рекомендуется иметь также макет современного жилища со всеми уз­лами жизнеобеспечения, на котором практически и наглядно можно изучать правила обращения с приборами электро- и газообеспечения, водо- и тепло­снабжения, разбирать некоторые аварийные ситуации и порядок поведения в них.

Для эффективного изучения раздела «Основы военной службы» в ка­бинете ОБЖ должны быть муляжи автомата Калашникова, пистолета Мака­рова и ручной гранаты. Кроме того, рекомендуется иметь модели танков, вертолетов и самолетов, макеты укрытий и убежищ.

Рекомендованные выше макеты, как и новые макеты по усмотрению преподавателя-организатора курса ОБЖ, могут быть изготовлены самими учащимися в школьных кружках «Юный спасатель».

2.2.   Оформление стендов по тематике курса ОБЖ

Основная информационная нагрузка в кабинете ОБЖ приходится на стенды. Проекты стендов представлены в Приложении 1.

Стендовое оформление лицевой стороны кабинета ОБЖ в обязатель­ном порядке должно содержать над классной доской планшет следующего содержания:

«Безопасность жизнедеятельности - область научных знаний, охваты­вающая территорию и практику защиты человека от опасных и вредных фак­торов во всех сферах человеческой деятельности».

Слева и справа от классной доски рекомендуется установить стенды с изложением требований государственного образовательного стандарта для средней школы.

На стадии разработки эскизов стендов для не лицевых сторон кабинета ОБЖ необходимо исходить из следующего перечня и рекомендуемого со­держания:

1) Основы медицинских знаний и правила оказания первой меди­цинской помощи. На данных стендах предлагается разместить материалы по оказанию помощи пострадавшему при ранениях, травмах и несчастных случаях, ожогах, обморожениях, поражениях электрическим током, при не­счастных случаях на воде, при вывихах, переломах и т.д.; об инфекционных болезнях и их профилактике.

При оформлении этих стендов могут быть использованы материалы, изданные Обществом Красного Креста, под авторством Н. И. Шаповалова.

2) Основы здорового образа жизни человека и его безопасности. На соответствующем стенде рекомендуется изложить следующий материал: ре­жим учебы и отдыха подростка; правила рационального питания; сведения о вредных привычках (курение, употребление алкоголя, наркотиков) и их влиянии на здоровье человека; профилактика переутомления; закаливание организма; правила личной гигиены.

3) Чрезвычайные ситуации локального характера в городе, в местах проживания и передвижения. В содержание этих стендов должны быть включены следующие сведения: зоны повышенной опасности в городе, пра­вила поведения; конструкция современного жилища, особенности его жизне­обеспечения. Источники и виды опасных факторов современных жилищ; средства бытовой химии, возможные опасности при нарушении правил поль­зования ими, оказание первой медицинской помощи при отравлениях и ожо­гах; чрезвычайные ситуации криминогенного характера в жилище; совре­менный транспорт. Правила поведения в транспорте при возникновении экс­тремальной ситуации; чрезвычайные ситуации в природе; стрессовое состоя­ние и его преодоление; лекарственные растения и их использование.

4) Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. На данных стендах рекомендуется разместить характеристики основных ви­дов стихийных бедствий, рекомендации по поведению при их воздействии. Правила поведения на воде. Индивидуальные спасательные средства и их применение. Действия по оказанию помощи провалившемуся под лед. Ава­рийно химически опасные вещества, их использование в производстве. Пра­вила поведения при авариях с выбросом АХОВ, характеристика очага пора­жения при аварии на АЭС, основные нормы поведения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности.

5) Гражданская оборона. На стендах по данной проблематике пре­лагается отобразить: систему гражданской обороны; сигналы гражданской обороны и порядок действия по ним; защитные сооружения; сущность эва­куации, обязанности и правила поведения населения при эвакуации; приборы радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля; ядерное, химическое, бактериологическое оружие, обычные средства поражения; инструкция по санитарной обработке людей.

Над стендами по гражданской обороне рекомендуется установить планшет с определением: «Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникаю­щих при ведении военных действий или вследствие этих действий».

6) Средства индивидуальной и коллективной зашиты. На этом стенде следует отразить средства индивидуальной защиты органов дыхания, устройство противогаза, таблицу по определению требуемого размера шлем-маски, информацию по подготовке к использованию, проверке противогаза на герметичность. Противопыльная тканевая маска ПТМ-1. Изготовление ватно-марлевой повязки. Средства защиты кожи. Средства медицинской за­щиты и профилактики. Средства коллективной защиты: убежища, их назна­чение, возможности по защите. Нормативы гражданской обороны.

7) Терроризм - угроза обществу. Меры по противодействию-терро­ризму. Предупредительно-защитные меры. Действия населения при угрозе теракта. Поведение пострадавших при террористическом акте.

8) Всероссийское детско-юношеское движение «Школа безопасно­сти». На данном стенде рекомендуется разместить информацию о целях и за­дачах движения, организационной структуре и мероприятиях движения, о ла­гере «Юный спасатель», соревнованиях учащихся по программе «Школа безопасности».

9) Основы обороны государства и воинской обязанности граждан. На данном стенде рекомендуется иметь: выписки из Конституции и законов РФ о воинской обязанности граждан; текст Военной Присяги; обязанности граждан, связанные с призывом на военную службу; сведения о структуре Вооруженных Сил РФ; воинские уставы, их краткое содержание; информа­цию по организации воинского учета, о постановке на воинский учет; поряд­ке освобождения и отсрочки от военной службы, о воинских званиях; о ста­тусе военнослужащего, о военной форме одежды; правила поступления в во­енные училища.

При оформлении стендов рекомендуется использовать комплекты цветных плакатов по тематике гражданской обороны, предупреждения и ли­квидации чрезвычайных ситуаций, предлагаемые редакцией журнала «Воен­ные знания» и Учебно-методическим центром по ГО ЧС Чувашской Республике.

Кроме рекомендованных выше тематических стендов в кабинете ОБЖ целесообразно установить стенд-экран для размещения интересной по тема­тике ОБЖ информации из периодической печати, фотогазет проводимых об­щественных мероприятий по плану работы преподавателя-организатора кур­са ОБЖ, материалов по успеваемости учащихся по курсу ОБЖ, плана обуче­ния и совершенствования учебно-материальной базы курса ОБЖ.

Ряд стендов могут быть электрифицированы. В частности, стенд по правилам дорожного движения может стать электрифицированным тестером для проверки знаний по безопасному поведению на улице.

2.3. Технические средства обучения кабинета ОБЖ

Рекомендуемый набор ТСО для преподавателя-организатора курса ОБЖ включает следующие элементы:

1) персональный компьютер;              .

2) универсальный видеопроектор;

3) видеомагнитофон;

4) диапроектор и экран;

5) телесканер на видеокамере;

6) усилитель звука;

7) микрофон для преподавателя;

8) контрольный телевизор преподавателя;

9) акустическая система;

10)   блок управления и коммутации с дистанционным пультом управ­ления;

11)   принтер;

12)   лазерная указка;

13)   электронная копи-доска;

14)   робот-тренажер типа «Гоша».

В приведенном наборе технических средств обучения обязательными при оборудовании кабинета ОБЖ являются видеомагнитофон и телевизор.

При необходимости для установки телевизора и видеомагнитофона в кабинете ОБЖ должен быть предусмотрен передвижной стол на колесиках.

Преподаватель-организатор курса ОБЖ должен сформировать филь­мотеку по темам курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Необхо­димые видеофильмы можно заказать в Учебно-методическом центре по гра­жданской обороне и чрезвычайным ситуациям Чувашской Республики.

2.4.   Витринное оформление кабинета ОБЖ

Оснащение кабинета ОБЖ средствами индивидуальной защиты, ме­дицинскими средствами защиты, приборами радиационной и химической разведки необходимо производить исходя из того, что один из образцов бу­дет выставлен для обозрения учащимся на витрине в классе, а второй (как минимум) — будет использоваться при проведении практических занятий по соответствующим темам курса ОБЖ и храниться в лабораторной комнате.

Рекомендуется следующий перечень наглядных пособий для выставки в витринах кабинета ОБЖ:

1) приборы радиационной и химической разведки (ДП-5В, ДП-24, ВПХР и т.п.);

2) средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы и респираторы);

3) средства защиты кожи (летний защитный костюм Л-1 и обще­войсковой защитный комплект ОЗК);

4) средства медицинской защиты и профилактики (аптечка индиви­дуальная АИ-2, индивидуальный противохимический пакет ИПП-8, противо-пыльные тканевые маски, ватно-марлевые повязки, жгуты кровоостанавли­вающие резиновые и т. д.);

5) средства пожаротушения;

6) элементы военной атрибутики (погоны солдат и офицеров, эмб­лемы и т. д.);

7) гербарии вредных и лечебных трав;

8) элементы спасательного снаряжения (карабины, спасательный жилет, обвязка, спусковые устройства, компасы и т. д.);

9)  элементы творчества школьников по курсу ОБЖ.

Часть витрин должна быть с открывающейся верхней частью, чтобы при необходимости учащиеся могли познакомиться с выставленными экспо­натами подробнее, например, с рефератами, гербариями и т. д.

2.5. Учебно-методическое обеспечение кабинета ОБЖ

Создание фонда учебно-методической литературы кабинета ОБЖ должно осуществляться по следующим направлениям:

1) оформление подписки на журналы «Военные знания», «Граждан­ская защита» и «Основы безопасности жизнедеятельности». Соответствующие журнальные подшивки должны быть в доступном месте для занимающихся в кабинете ОБЖ учащихся. Для этого могут быть предусмотрены как журнальные столики, так и встроенные книжные полки;

2) приобретению брошюр редакции журнала «Военные знания» по тематике ОБЖ ;

3) комплектование кабинета ОБЖ учебниками и учебными пособия­ми по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» по всем классам из расчета не менее 1 экземпляра на двух учащихся;

4) накопление иллюстрированного материала по темам курса ОБЖ. Для этого могут быть выписаны комплекты цветных плакатов от редакции «Военные знания» или  в Учебно-методическом центре по гра­жданской обороне и чрезвычайным ситуациям Чувашской Республики.

При этом важное зна­чение имеют и разработанные самим преподавателем-организатором курса ОБЖ и изготовленные силами учащихся ил­люстративные материалы;

5) разработка дидактических материалов по темам курса ОБЖ. Часть материала из фонда учебно-методической литературы кабинета ОБЖ рекомендуется хранить в лаборантской комнате.

 

  1. Лаборантская комната для хранения учебного имущества

 

Лаборантскую комнату рекомендуется разместить рядом с кабинетом ОБЖ. Она предназначена для хранения учебного имущества, наглядных по­собий, технических средств обучения и литературы, необходимых для прове­дения занятий по курсу ОБЖ, а также для хранения некоторых планирующих и отчетно-учетных документов. Для этого лаборантская комната должна быть оборудована стеллажами, шкафами и сейфом для хранения пневматиче­ского оружия.

Для удобства преподавателя плакаты должны быть каталогизированы по темам и развешаны в определенной последовательности на стеллажах.

В лаборантской комнате рекомендуется хранить также дорожные зна­ки, таблицы по правилам дорожного движения, громоздкие учебные экспона­ты (огнетушители, спасательный 'круг и т.д.), часть технических средств обу­чения. Отдельные ячейки шкафов должны быть отведены под лаборантской комнате фильмотеку, комплекты слайдов и диафильмов.

Комплекты учебников и.учебных пособий по курсу ОБЖ целесообразно хранить также в с заведенными на них картотекой и
формулярами.