МР Оборудование кабинетов ОБЖ
Главное управление МЧС России
по Чувашской Республике
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБОРУДОВАНИЮ КАБИНЕТА «ОБЖ»
В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
г. Чебоксары
2005 год
Главное управление МЧС России
по Чувашской Республике
|
|
УТВЕРЖДАЮ
Начальник ГУ МЧС России по Чувашской Республике
п/п В.Н. Петьков
«_21_» ___июль___ 2005 г. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБОРУДОВАНИЮ КАБИНЕТА «ОБЖ»
В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
Методические рекомендации разработаны отделом организации службы и подготовки ПС и АСФ, организации культуры жизнедеятельности населения, подготовки руководящего состава и нештатных аварио-спасательных формирований ГУ МЧС России по Чувашской Республике
г. Чебоксары
2005 год
Методические рекомендации
по оборудованию кабинета ОБЖ
в общеобразовательных учреждениях
Настоящие «Методические рекомендации» по оборудованию кабинета «Основ безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в учреждениях образования содержат основные положения и рекомендации по созданию учебно-материальной базы кабинета ОБЖ.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.03 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.01.1999 г. № 2 «Об организации подготовки населения Чувашской Республики к защите и действиям в чрезвычайных ситуациях» и организационных указаний по обучению населения Чувашской Республики в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001 - 2005 годы.
Методические рекомендации предназначены для директоров учреждений образования и преподавателей-организаторов курса ОБЖ.
- Основные положения
Кабинет «Основ безопасности жизнедеятельности» - это оборудованный класс (с мебелью, стендами, макетами, с экспозициями по разделам курса, техническими средствами обучения и т.д.), предназначенный для проведения занятий с учащимися по программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности», а также для проведения кружковой работы во внеурочное время и самостоятельной работ. Он оборудуется в просторном светлом помещении и оснащается ученическими двухместными столами, стульями на каждого учащегося, столом для преподавателя-организатора курса ОБЖ и классной доской Помещение кабинета ОБЖ должно удовлетворять санитарно-гигиеническим нормам и иметь примыкающее к нему помещение для хранения имущества - лабораторную комнату.
В кабинете проводятся все теоретические и часть практических занятий, на которых учащиеся приобщаются к сознательному и ответственному отношению к личной безопасности, приобретают навыки оказания первой медицинской помощи себе и пострадавшим, осуществляется военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и его подготовка к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
- Порядок создания учебно-материальной базы кабинета ОБЖ
Оборудование кабинета ОБЖ рекомендуется осуществлять по следующим направлениям:
1) разработка макетного обеспечения курса ОБЖ;
2) оформление стендов по тематике курса ОБЖ;
3) оснащение техническими средствами обучения (ТСО);
4) витринное оформление кабинета ОБЖ средствами индивидуальной защиты, медицинскими средствами защиты, приборами радиационной и химической разведки;
5) учебно-методическое обеспечение.
2.1. Макетное обеспечение курса ОБЖ
В кабинете ОБЖ необходимо иметь макет местности, отражающий месторасположение школы со всеми дорогами, перекрестками, водоемами; предприятиями, использующими в своем производстве аварийно химически опасные вещества (АХОВ). На макете отрабатываются практические вопросы безопасного поведения на улице, в различных чрезвычайных ситуациях.
Рекомендуется иметь также макет современного жилища со всеми узлами жизнеобеспечения, на котором практически и наглядно можно изучать правила обращения с приборами электро- и газообеспечения, водо- и теплоснабжения, разбирать некоторые аварийные ситуации и порядок поведения в них.
Для эффективного изучения раздела «Основы военной службы» в кабинете ОБЖ должны быть муляжи автомата Калашникова, пистолета Макарова и ручной гранаты. Кроме того, рекомендуется иметь модели танков, вертолетов и самолетов, макеты укрытий и убежищ.
Рекомендованные выше макеты, как и новые макеты по усмотрению преподавателя-организатора курса ОБЖ, могут быть изготовлены самими учащимися в школьных кружках «Юный спасатель».
2.2. Оформление стендов по тематике курса ОБЖ
Основная информационная нагрузка в кабинете ОБЖ приходится на стенды. Проекты стендов представлены в Приложении 1.
Стендовое оформление лицевой стороны кабинета ОБЖ в обязательном порядке должно содержать над классной доской планшет следующего содержания:
«Безопасность жизнедеятельности - область научных знаний, охватывающая территорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности».
Слева и справа от классной доски рекомендуется установить стенды с изложением требований государственного образовательного стандарта для средней школы.
На стадии разработки эскизов стендов для не лицевых сторон кабинета ОБЖ необходимо исходить из следующего перечня и рекомендуемого содержания:
1) Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. На данных стендах предлагается разместить материалы по оказанию помощи пострадавшему при ранениях, травмах и несчастных случаях, ожогах, обморожениях, поражениях электрическим током, при несчастных случаях на воде, при вывихах, переломах и т.д.; об инфекционных болезнях и их профилактике.
При оформлении этих стендов могут быть использованы материалы, изданные Обществом Красного Креста, под авторством Н. И. Шаповалова.
2) Основы здорового образа жизни человека и его безопасности. На соответствующем стенде рекомендуется изложить следующий материал: режим учебы и отдыха подростка; правила рационального питания; сведения о вредных привычках (курение, употребление алкоголя, наркотиков) и их влиянии на здоровье человека; профилактика переутомления; закаливание организма; правила личной гигиены.
3) Чрезвычайные ситуации локального характера в городе, в местах проживания и передвижения. В содержание этих стендов должны быть включены следующие сведения: зоны повышенной опасности в городе, правила поведения; конструкция современного жилища, особенности его жизнеобеспечения. Источники и виды опасных факторов современных жилищ; средства бытовой химии, возможные опасности при нарушении правил пользования ими, оказание первой медицинской помощи при отравлениях и ожогах; чрезвычайные ситуации криминогенного характера в жилище; современный транспорт. Правила поведения в транспорте при возникновении экстремальной ситуации; чрезвычайные ситуации в природе; стрессовое состояние и его преодоление; лекарственные растения и их использование.
4) Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. На данных стендах рекомендуется разместить характеристики основных видов стихийных бедствий, рекомендации по поведению при их воздействии. Правила поведения на воде. Индивидуальные спасательные средства и их применение. Действия по оказанию помощи провалившемуся под лед. Аварийно химически опасные вещества, их использование в производстве. Правила поведения при авариях с выбросом АХОВ, характеристика очага поражения при аварии на АЭС, основные нормы поведения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности.
5) Гражданская оборона. На стендах по данной проблематике прелагается отобразить: систему гражданской обороны; сигналы гражданской обороны и порядок действия по ним; защитные сооружения; сущность эвакуации, обязанности и правила поведения населения при эвакуации; приборы радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля; ядерное, химическое, бактериологическое оружие, обычные средства поражения; инструкция по санитарной обработке людей.
Над стендами по гражданской обороне рекомендуется установить планшет с определением: «Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий».
6) Средства индивидуальной и коллективной зашиты. На этом стенде следует отразить средства индивидуальной защиты органов дыхания, устройство противогаза, таблицу по определению требуемого размера шлем-маски, информацию по подготовке к использованию, проверке противогаза на герметичность. Противопыльная тканевая маска ПТМ-1. Изготовление ватно-марлевой повязки. Средства защиты кожи. Средства медицинской защиты и профилактики. Средства коллективной защиты: убежища, их назначение, возможности по защите. Нормативы гражданской обороны.
7) Терроризм - угроза обществу. Меры по противодействию-терроризму. Предупредительно-защитные меры. Действия населения при угрозе теракта. Поведение пострадавших при террористическом акте.
8) Всероссийское детско-юношеское движение «Школа безопасности». На данном стенде рекомендуется разместить информацию о целях и задачах движения, организационной структуре и мероприятиях движения, о лагере «Юный спасатель», соревнованиях учащихся по программе «Школа безопасности».
9) Основы обороны государства и воинской обязанности граждан. На данном стенде рекомендуется иметь: выписки из Конституции и законов РФ о воинской обязанности граждан; текст Военной Присяги; обязанности граждан, связанные с призывом на военную службу; сведения о структуре Вооруженных Сил РФ; воинские уставы, их краткое содержание; информацию по организации воинского учета, о постановке на воинский учет; порядке освобождения и отсрочки от военной службы, о воинских званиях; о статусе военнослужащего, о военной форме одежды; правила поступления в военные училища.
При оформлении стендов рекомендуется использовать комплекты цветных плакатов по тематике гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предлагаемые редакцией журнала «Военные знания» и Учебно-методическим центром по ГО ЧС Чувашской Республике.
Кроме рекомендованных выше тематических стендов в кабинете ОБЖ целесообразно установить стенд-экран для размещения интересной по тематике ОБЖ информации из периодической печати, фотогазет проводимых общественных мероприятий по плану работы преподавателя-организатора курса ОБЖ, материалов по успеваемости учащихся по курсу ОБЖ, плана обучения и совершенствования учебно-материальной базы курса ОБЖ.
Ряд стендов могут быть электрифицированы. В частности, стенд по правилам дорожного движения может стать электрифицированным тестером для проверки знаний по безопасному поведению на улице.
2.3. Технические средства обучения кабинета ОБЖ
Рекомендуемый набор ТСО для преподавателя-организатора курса ОБЖ включает следующие элементы:
1) персональный компьютер; .
2) универсальный видеопроектор;
3) видеомагнитофон;
4) диапроектор и экран;
5) телесканер на видеокамере;
6) усилитель звука;
7) микрофон для преподавателя;
8) контрольный телевизор преподавателя;
9) акустическая система;
10) блок управления и коммутации с дистанционным пультом управления;
11) принтер;
12) лазерная указка;
13) электронная копи-доска;
14) робот-тренажер типа «Гоша».
В приведенном наборе технических средств обучения обязательными при оборудовании кабинета ОБЖ являются видеомагнитофон и телевизор.
При необходимости для установки телевизора и видеомагнитофона в кабинете ОБЖ должен быть предусмотрен передвижной стол на колесиках.
Преподаватель-организатор курса ОБЖ должен сформировать фильмотеку по темам курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Необходимые видеофильмы можно заказать в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Чувашской Республики.
2.4. Витринное оформление кабинета ОБЖ
Оснащение кабинета ОБЖ средствами индивидуальной защиты, медицинскими средствами защиты, приборами радиационной и химической разведки необходимо производить исходя из того, что один из образцов будет выставлен для обозрения учащимся на витрине в классе, а второй (как минимум) — будет использоваться при проведении практических занятий по соответствующим темам курса ОБЖ и храниться в лабораторной комнате.
Рекомендуется следующий перечень наглядных пособий для выставки в витринах кабинета ОБЖ:
1) приборы радиационной и химической разведки (ДП-5В, ДП-24, ВПХР и т.п.);
2) средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы и респираторы);
3) средства защиты кожи (летний защитный костюм Л-1 и общевойсковой защитный комплект ОЗК);
4) средства медицинской защиты и профилактики (аптечка индивидуальная АИ-2, индивидуальный противохимический пакет ИПП-8, противо-пыльные тканевые маски, ватно-марлевые повязки, жгуты кровоостанавливающие резиновые и т. д.);
5) средства пожаротушения;
6) элементы военной атрибутики (погоны солдат и офицеров, эмблемы и т. д.);
7) гербарии вредных и лечебных трав;
8) элементы спасательного снаряжения (карабины, спасательный жилет, обвязка, спусковые устройства, компасы и т. д.);
9) элементы творчества школьников по курсу ОБЖ.
Часть витрин должна быть с открывающейся верхней частью, чтобы при необходимости учащиеся могли познакомиться с выставленными экспонатами подробнее, например, с рефератами, гербариями и т. д.
2.5. Учебно-методическое обеспечение кабинета ОБЖ
Создание фонда учебно-методической литературы кабинета ОБЖ должно осуществляться по следующим направлениям:
1) оформление подписки на журналы «Военные знания», «Гражданская защита» и «Основы безопасности жизнедеятельности». Соответствующие журнальные подшивки должны быть в доступном месте для занимающихся в кабинете ОБЖ учащихся. Для этого могут быть предусмотрены как журнальные столики, так и встроенные книжные полки;
2) приобретению брошюр редакции журнала «Военные знания» по тематике ОБЖ ;
3) комплектование кабинета ОБЖ учебниками и учебными пособиями по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» по всем классам из расчета не менее 1 экземпляра на двух учащихся;
4) накопление иллюстрированного материала по темам курса ОБЖ. Для этого могут быть выписаны комплекты цветных плакатов от редакции «Военные знания» или в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Чувашской Республики.
При этом важное значение имеют и разработанные самим преподавателем-организатором курса ОБЖ и изготовленные силами учащихся иллюстративные материалы;
5) разработка дидактических материалов по темам курса ОБЖ. Часть материала из фонда учебно-методической литературы кабинета ОБЖ рекомендуется хранить в лаборантской комнате.
- Лаборантская комната для хранения учебного имущества
Лаборантскую комнату рекомендуется разместить рядом с кабинетом ОБЖ. Она предназначена для хранения учебного имущества, наглядных пособий, технических средств обучения и литературы, необходимых для проведения занятий по курсу ОБЖ, а также для хранения некоторых планирующих и отчетно-учетных документов. Для этого лаборантская комната должна быть оборудована стеллажами, шкафами и сейфом для хранения пневматического оружия.
Для удобства преподавателя плакаты должны быть каталогизированы по темам и развешаны в определенной последовательности на стеллажах.
В лаборантской комнате рекомендуется хранить также дорожные знаки, таблицы по правилам дорожного движения, громоздкие учебные экспонаты (огнетушители, спасательный 'круг и т.д.), часть технических средств обучения. Отдельные ячейки шкафов должны быть отведены под лаборантской комнате фильмотеку, комплекты слайдов и диафильмов.
Комплекты учебников и.учебных пособий по курсу ОБЖ целесообразно хранить также в с заведенными на них картотекой и
формулярами.