МР обучение неработающего населения
Главное управление МЧС России по Чувашской Республике
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по подготовке неработающего населения Чувашской Республики
в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности
людей на водных объектах
г. Чебоксары
2006 год
Подготовка неработающего населения Чувашской Республики
в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
Порядок подготовки неработающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации. Подготовка неработающего населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется по месту жительства, самостоятельно и через средства массовой информации.
Порядок подготовки неработающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется постановлениями Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года № 547 « О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 2 ноября 2000 года № 841 “Об организации обучения населения в области гражданской обороны”, «Организационно-методическими указаниями по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006-2010 годы».
Основная цель – в максимальной степени привлечь к учебе неработающее население, добиться, чтобы каждый гражданин мог грамотно действовать в любых чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени.
Основные задачи:
- обучить граждан способам защиты от современных средств поражения;
- дать практику и навыки для действий в условиях ЧС мирного и военного времени;
- повысить морально-психологическое состояние людей, помочь правильно оценивать складывающую обстановку для принятия разумных и адекватных действий;
- организация пожарной безопасности и противопожарной защиты на объекте;
- защита населения от террористических и диверсионных актов.
Подготовка населения, не занятого в сферах производства и обслуживания осуществляется путем периодического проведения с ними бесед, лекций, просмотров кино-, видеофильмов на учебно-консультационных пунктах, деятельность которых организуется работниками учебно-методических центров по ГОЧС, курсов ГО на договорной основе. Важной формой обучения этой категории населения является самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций. Неработающее население также привлекается к участию в учениях и тренировках по месту жительства, на которых главное внимание обращается на отработку практических действий в чрезвычайных ситуациях.
В результате обучения население, не занятое в сфере производства и сфере обслуживания, должно знать:
- основные средства и способы защиты от сильнодействующих ядовитых веществ, современных средств поражения, последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- порядок действий по сигналу “Внимание Всем!” и другим речевым сообщениям органов управления ГО и ЧС на местах;
- правила поведения при проведение эвакомероприятий в ЧС мирного и военного времени.
уметь:
- пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты и изготовлять простейшие средства защиты органов дыхания и кожи;
- правильно действовать по сигналу “Внимание Всем!” и другим речевым сообщениям органов управления по делам ГО и ЧС в условиях стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- оказывать само- и взаимопомощь при травмах, ожогах, отравлениях, поражениях электрическим током, обмораживании и тепловом ударе;
- защитить детей и обеспечить безопасность при выполнении мероприятий ГО.
При обучении должны преследоваться следующие цели: выработка у людей психологической устойчивости при возникновении той или иной чрезвычайной ситуации; уверенности в надежности средств и способов защиты от последствий чрезвычайных ситуаций; научить их умело и осмысленно действовать в экстремальных ситуациях, вероятность которых высока для мест их проживания; предвидеть и оценивать возможные последствия случившегося; воспитывать чувство ответственности, как за личную безопасность, так и за подготовку своей семьи, соседей к действиям в сложной обстановке.
Известно, что хорошо обученное население действует правильно и не создает дополнительных трудностей. Если люди не подготовлены, они создают дополнительные трудности, в частности, распространяют слухи, фатальные настроения. Отсюда в первую очередь следует признать необходимость подготовки неработающего населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Необходимо различать два вида обучения: централизованное (на учебно-консультационных пунктах, учениях и тренировках и т.д.) и децентрализованное.
Централизованное – это когда обучение о рисках регламентируется законами, постановлениями, учебными программами. Централизованное обучение неработающего населения организуется и на УКП. УКП должны иметь современное оборудование, позволяющее дать обучаемым знания о мерах, которые следует принимать в случае стихийных бедствий, аварий и катастроф, возможных на территории района, где проживает неработающее население (место размещения, жители, каких домов, улиц, кварталов, приписываются для консультаций, занятий и тренировок к данному пункту, ответственных за обеспечение учебными пособиями, время проведения занятий, консультаций и тренировок, кто проводит консультации, в отдельных случаях назначаются старшие по домам и подъездам).
Однако население района насчитывает до нескольких десятков тысяч человек. Поэтому только с помощью УКП невозможно обучить всех необходимыми знаниями о том, как себя вести во время чрезвычайных ситуаций и как на них реагировать.
Привлекать к выполнению этих обязанностей необходимо людей, которые владеют основами педагогики, прошедших обучение на УМЦ ГОЧС.
Непосредственное руководство УКП осуществляет начальник ЖЭО.
Общее руководство по подготовке населения в УКП осуществляют начальники ГОЧС местного самоуправления совместно с органами управления по делам ГО и ЧС всех уровней. Работа пунктов строится обычно по двум направлениям. Первое – создаются небольшие (до 10-12 чел.) учебные группы. Второе – чисто консультационная деятельность, когда люди приходят в ЖЭО для решения каких-либо житейских вопросов.
В каждой группе может быть старший, который отвечает за оповещение и сбор людей, он же ведет журнал (лист) учета. Основным планирующим документом является расписание занятий (консультаций), составленное из расчета 14 часов на учебный год. Темы занятий и количество часов на их изучение определяются с учетом местных условий и степени подготовленности обучаемых.
Методика работы.
Занятия на УКП проводятся в соответствии с «Программой подготовки рабочих, служащих, работников сельского хозяйства и неработающего населения к действиям в чрезвычайных ситуациях», утвержденной МЧС России. Подготовку неработающего населения надо проводить с учетом возраста, состояния здоровья и других факторов. Поэтому и методика должна быть несколько отличной от обычных занятий.
Здесь преобладают такие формы:
- практические занятия, беседы, уроки в форме вопросов и ответов;
- просмотр учебных видеозаписей и фильмов;
- привлечение на учения и тренировки по месту жительства;
- самостоятельное изучение учебно-методических пособий и памяток;
- прослушивание радиопередач, просмотр телепрограмм по защите населения от ЧС.
Значительную часть учебного времени следует отводить практическим занятиям, как в помещении, так и на улице. Тренировки организовывать с участием работников органов управления по делам ГО и ЧС или членов КЧС местного уровня.
Занятия можно проводить не только на собственной базе, но и на базе других учреждений, а также частей и соединений гражданской обороны. При этом предпочтение следует отдавать практическим действиям со средствами индивидуальной защиты. Желательно, чтобы обучаемые посетили убежище или ПРУ.
Особое место отводится кино- и видеофильмам, телевидения, печати, радио. Они обладают широкими возможностями морально-психологического воздействия на людей, являются одним из эффективных средств пропаганды и подготовки. Видеозаписи способствуют лучшему усвоению сложных вопросов защиты населения и территорий, помогают осознанию действовать в сложных условиях. Здесь с особой остротой встает вопрос организации взаимодействия органов управления по делам ГО и ЧС, местного самоуправления, органов исполнительной власти с руководителями местных средств массовой информации.
Методика работы может предусматривать три варианта.
Первый – преподаватель излагает основную часть материала перед демонстрацией видеозаписи.
Второй - сначала идет демонстрация фильма и только потом объяснение происходящего на экране.
Третий – это чередование показа отдельных частей и фрагментов с объяснением и ответами на возникающие вопросы.
Самостоятельная работа с данной категорией людей носит больше единичный характер. С одной стороны, это во многом зависит от подготовленности обучаемых, а с другой от необходимого количества учебно-методических пособий которые следовало бы выдавать им для занятий.
В процессе обучения основное внимание следует обратить на выработку у людей правильного представления о тех ЧС, которые характерны для мест их проживания, показать реальные масштабы последствий, а главное – рассказать, что делать в каждом конкретном случае. Добиться, чтобы каждый приобрел практические навыки по применению индивидуальных средств защиты. Сделать так, чтобы каждый был способен оказать первую медицинскую помощь себе и другому пострадавшему.
Расширением сети учебно–консультационных пунктов (УКП), организация подготовки нештатных консультантов для проведения работ и консультаций в УКП, активное использование СМИ и печатной учебно-методической продукции в обучении населения и пропаганде знаний в области ГО и ЧС являются рациональными и наиболее действенными формами работы.
Весомым подспорьем в организации обучения неработающего населения может стать использование возможностей общественности, ветеранских организаций, домовых комитетов.
В праздничные дни в местах массового пребывания людей устраивать экспозиции по тематике ГОЧС, показ видеофильмов, выставки спасательного оборудования, пожарной техники и другого оборудования.
Сегодня главный вопрос стоит не в том, как учить, а зачем учить? Его должны задавать не органы управления ГОЧС, а муниципальные власти, работодатели. Они должны добиваться решения вопросов, касающихся этого обучения, то есть, нужна децентрализация.
Необходимо формировать правильное отношение людей к рискам заранее. Человек должен уметь встречать и преодолевать трудные ситуации. Особенно важной задачей является обучение тому, как уменьшить или ограничить последствия проявившихся рисков. Предупреждение рисков имеет гораздо больший эффект, чем деятельность, связанная с ликвидацией чрезвычайных ситуаций.
Люди не проявляют интереса к собственному обучению от различных рисков, тем более неработающее население, которое считает, что они прожили достаточно большую жизнь и знают, как действовать в любых ситуациях.
Прежде чем начать обучение, в частности неработающего населения, по проблемам безопасности, надо провести широкую компанию, вызывающую интерес к нему муниципальных властей, общественных организаций, страховых компаний. Они должны понять, что это может дать прибыль, и тогда станут инициаторами и спонсорами данного обучения. Таким образом, наряду с централизованным обучением мы получим децентрализованное.
Главной целью обучения является изменение менталитета обучаемых, для формирования нового образа мышления, новой культуру в сфере обеспечения безопасности, чувства высокой ответственности за свою подготовку и подготовку своей семьи к защите от опасных явлений..
Данные рекомендации использовать в обучении неработающего населения