Примерные темы занятий по обучению учащихся ОУ мерам ПБ

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

образования и науки

Российской Федерации

УТВЕРЖДАЮ

Главный государственный

инспектор

Российской Федерации по пожарному надзору

СОГЛАСОВАНО

Председатель президиума

Центрального совета

Общероссийской

общественной

организации «Всероссийское добровольное пожарное

Примерные темы

занятий по обучению учащихся

образовательных учреждений

мерам пожарной безопасности

при проведении внеклассных мероприятий

Москва

2007 г.

Методически рекомендации разработаны Управлением  государственного пожарного надзора МЧС России, Департаментом государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации, Северным окружным управлением образования Департамента образования города Москвы и Общероссийской общественной организацией «Всероссийское добровольное пожарное общество» и предназначены преподавателям учреждений дополнительного образования, руководителям детских профильных лагерей, специалистам Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», сотрудникам государственного пожарного надзора МЧС России для обучения подрастающего поколения и пропаганды мер пожарной безопасности, с целью профилактики пожаров, профессиональной ориентации и воспитания детей.

 

Введение

В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) -аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий, пожаров.

В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3 - 4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%.

Одним из самых распространенных и опасных явлений является пожар. Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тысяч пожаров (около 7000 из которых, по причине детской шалости с огнем), на которых погибает свыше 18 тысяч человек, из них более 700 детей.

За последние пять лет в образовательных учреждениях зарегистрировано свыше 8 тысяч пожаров, ими причинен материальный ущерб в размере более 140 млн. рублей. При пожарах погибло 158 человек, из них 85 детей

7 апреля 2003 года в средней школе с. Сыдыбыл Вилюйского района Республики Саха (Якутия) произошёл пожар. В деревянном 2-этажном здании (1985 года постройки) в момент пожара находились 192 ученика. Тушение производилось подручными средствами населением села, на территории которого не было ни одного противопожарного водопровода.

К моменту прибытия боевых расчётов из райцентра г. Вилюйск, который находится в 22-х км, школа практически полностью сгорела. В огне погибло 22 ученика, 39 детей получили ожоги разной степени тяжести.

Аналогичная трагедия случилась 10 апреля 2003 года в интернате для слабослышащих детей г. Махачкала Республики Дагестан. При пожаре погибло 28 детей.

События, произошедшие в апреле 2003 года в Якутии и Дагестане, заставляют наше общество кардинальным образом изменить взгляды на безопасность детей и проводить мероприятия, направленные на профилактику подобных трагических случаев, составляющей которых является огонь.

Более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования. Около 65% пожаров произошло из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различного звена образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности, а уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления действенных мер по обучению населения правилам пожарной безопасности практически не предпринимают.

Характерными нарушениями требований пожарной безопасности в образовательных учреждениях по-прежнему являются:

недостаточные знания требований пожарной безопасности и отсутствие достаточных навыков поведения обучающихся и преподавательского состава при пожарах и чрезвычайных ситуациях;

отсутствие или неисправность автоматических систем противопожарной защиты;

невыполнение работ по огнезащите чердачных перекрытий;

отсутствие наружных источников противопожарного водоснабжения или их неисправность.

Пожары по причине детской шалости с огнем, происходят в основном потому, что дети остаются без присмотра родителей и совершенно не знают, к чему может привести их опасная игра с огнем.

Если мы, взрослые, не сумеем правильно организовать досуг детей, то энергия, любознательность ребят найдёт выход в запретных пожароопасных забавах.

В детских садах и начальных классах школы целесообразно проводить беседы в игровой форме. Темы могут быть следующие «Огонь - друг и враг человека», «Отчего происходят пожары», «Противопожарный режим на новогодней елке» и т.д., организовывать конкурсы рисунков, праздничные концерты (чтение стихов, песни) на противопожарную тематику.

Одной из форм профилактики является обучение учащихся мерам пожарной безопасности и организация деятельности дружин юных пожарных (далее - ДЮП).

Сегодня учащиеся в школах, на уроках ОБЖ получают недостаточные знания по пожарной безопасности, узнают об этом лишь поверхностно. Лишь углубленное изучение истории создания пожарной охраны, причин пожаров, способов их тушения, а также практические занятия по мерам пожарной безопасности являются мотивацией к изучению пожарной тематики и применения знаний и навыков в предстоящей жизни, профессиональной ориентации детей.

Во всех образовательных учреждениях необходимо проводить регулярные практические занятия по правилам эвакуации людей в случае пожара применения первичных средств пожаротушения.

Для пропаганды противопожарных знаний рекомендуется:

использовать наглядную агитацию и литературу на противопожарную
тематику;

  • заинтересовывать ребят для участия в соревнованиях по пожарно-
    прикладному спорту, посещению пожарных частей и Центров]
    противопожарной пропаганды территориальных органов МЧС России, музеев
    пожарной охраны, где их познакомят с пожарной техникой и пожарно-
    техническим вооружением, а также расскажут об истории становления
    развития пожарной охраны. Члены ДЮП могут быть привлечены
    к разъяснительной работе.

Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования системы обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров и умение действовать при пожаре, а также формирования и гармоничного воспитания личности детей.

Задачи Дружин юных пожарных:

Повышение образовательного уровня детей и участие их в обеспечении пожарной безопасности.

Оказание помощи в обеспечении безопасности граждан и имущества при возникновении пожаров.

Проведение противопожарной пропаганды.

Содействие в профессиональной ориентации детей.

Организация и проведение рейдов, проверок противопожарного состояния в образовательных учреждениях и населенных пунктах.

Организация выпуска тематической стенной печати в образовательных учреждениях.

Организация взаимодействия с местными средствами массово информации (выступления по школьному радиоузлу, подготовка передач на учебном ТВ и др.).

Участие в распространении наглядно-изобразительных тематически материалов.

Участие  в  проведении  тематических  выставок,  смотров,  конкурсов военно-спортивных игр.

Под руководством педагога образовательного учреждения, руководителя, назначенного из сотрудников территориальных органов МЧС России, работников региональных и местных организаций ВДПО:

Осуществление подготовки юных пожарных к действиям при возникновении пожара;

Поддержание необходимой профессиональной и спортивной готовности команд юных пожарных.

Приобретение навыков и умений работы с первичными средствами пожаротушения.

Участие в проведении соревнований и спортивных секциях по пожарно- спасательному спорту.

Ознакомление с пожарными автомобилями и пожарно-техническим вооружением, средствами сообщения о пожаре, системами обнаружения тушения пожаров.

Проведение массово-разъяснительной работы среди населения по предупреждению пожаров и под руководством инспекторского состава государственного пожарного надзора, участие в проведении пожарно- профилактических мероприятий в своих образовательных учреждениях, также по месту жительства и в подшефных детских дошкольных учреждениях.

Проведение тематических конкурсов, олимпиад, викторин, слетов.

Организация и проведение собраний, шествий, тематических экскурсий походов, рейдов, спортивных игр, фестивалей.

Проведение сбора исторических материалов о пожарной охране, создание школьных музеев пожарной охраны.

Организация встреч с заслуженными работниками и ветеранами пожарной охраны, выдающимися спортсменами по пожарно-прикладному спорту.

Развитие детского технического творчества, организация кружков пожарно-технического моделирования.

Оказание шефской помощи ветеранам пожарной охраны.

 

Примерные темы занятий и рекомендации по их проведению

 

Тема I. Пожарная охрана России, история её развития. Цели и задачи пожарной охраны.

Задачи обучения:

-      ознакомить учащихся с историей создания и развития пожарной охраны.
Лекционный материал с элементами беседы по темам: «Огонь друг и враг

человека», «Техническое оснащение пожарной охраны в разные периоды развития общества».

Посещение музея пожарной охраны, пожарных частей города (района) в форме экскурсии. Организация встречи с ветеранами пожарной охраны, курсантами образовательных учреждений пожарно-технического профиля, спортсменами пожарно-прикладного спорта, с целью воспитания и профессиональной ориентации подрастающего поколения.

Тема № 2. Техника безопасности при обращении с огнем.

Задачи обучения:

-      предупреждение травматизма и несчастных случаев.

Порядок отключения электрических сетей, газовых коммуникаций при пожарах. Ликвидация горения. Индивидуальные средства защиты. Тушение пожаров на верхних этажах зданий, сооружений, страхующие приспособления.

Тема № 3.  Процесс горения, пожар, развитие пожара, способы прекращения горения, огнетушащие вещества.

Задачи обучения:

-      ознакомить и изучить физико-химические свойства горения, способы его прекращения.

Тема включает в себя основы профилактики пожаров, тактики тушения, а также связанные с ними первоочередные аварийно-спасательные работы.

Очаг пожара. Пожар, классы и формы его развития. Зоны: горения, теплового воздействия, задымления.

Процесс горения. Условия его возникновения и прекращения. Самовоспламенение и самовозгорание.

Способы прекращения горения: воздействие на поверхность горящих материалов охлаждающими огнетушащими веществами; создание в зоне горения или вокруг неё негорючей газовой или паровой среды; создание между зоной горения и горючими материалом или воздухом изолирующего слоя из огнетушащих веществ. Классификация огнетушащих веществ и принципы их выбора при тушении различных материалов и веществ.

 

Тема № 4.  Алгоритм действия  при обнаружении возгорания, пожара, Тушение пожара. Основные способы спасания людей. Эвакуация.

 

Задачи обучения:

-      приобретение основных знаний поведения при возгорании, пожаре.
Порядок  вызова пожарной  охраны. «Стресс- факторы» пожара.

Самоконтроль за внешним проявлением эмоций. Основы тушения, занятия по решению практических задач. Обстановка на пожаре. Условия локализации и ликвидации пожаров. Разведка пожара, установление очага пожара и отыскивание людей в задымлённых зонах. Эвакуационно-спасательные работы. Переноска пострадавших в безопасные места.

 

Тема № 5. Боевая одежда и пожарная техника, состоящие на вооружении пожарной охраны.

Задачи обучения:

-      дать знания в области устройства, технической возможности пожарной техники, привить интерес к пожарной технике и пожарно-техническому
вооружению.

Изучение материально-технической части, технических характеристик пожарной техники и пожарно-технического вооружения. Широкое использование наглядных пособий.

Содержание пожарной техники и пожарно-технического вооружения. Безопасность движения пожарных автомобилей. Тактико-технические характеристики и классификация пожарных автомобилей. Классификация, назначение и применение пожарно-технического вооружения. Боевая одежда пожарных, её виды и назначение.

 

Тема № 6. Спасательные средства, применяемые для спасания людей.

Задачи обучения:

-      изучение и практическое использование средств спасания людей.
Виды спасательных средств, их назначение и применение.

 

Тема № 7. Первичные средства пожаротушения. Виды и назначение огнетушителей.

 

Задачи обучения:

-    изучение и практическое использование средств тушения пожара.
Экскурс  в  историю возникновения  и развития  огнетушащих  веществ.

Выбор, эксплуатация и техническое обслуживание огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их применения. Классификация огнетушащих веществ и принципы их выбора при тушении различных материалов и веществ.

Тема № 8. Первая доврачебная помощь на пожаре.

 

Задачи обучения:

-      обучение правилам оказания первой доврачебной помощи.

Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечно-сосудистая система. Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах. Отравления продуктами горения, первая помощь.

 

Тема № 9. Меры пожарной безопасности в жилых и общественных зданиях.

 

Задачи обучения:

-      обучить  мерам  пожарной  безопасности  дома,  в  образовательных  и
культурно-зрелищных организациях.

Содержание зданий и помещений. Виды и назначение путей эвакуации. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Причины, затрудняющие эвакуацию людей и успешное тушение пожара: опасные факторы пожара; сложность планировки зданий; наличие оборудования, выступающего из плоскости стен; отсутствие освещения, оповещающих знаков безопасности; неподготовленность обслуживающего персонала и граждан к действиям в аварийной обстановке и недостаточность средств пожаротушения. Анализ гибели людей при пожарах.

 

Тема № 10. Противопожарное водоснабжение.

Задачи обучения:

  • изучить свойства воды, как основного вида огнетушащих средств;
  • способы подачи воды на нужды пожаротушения.

Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоёмы, пожарный гидрант и пожарный кран, их назначение. Пожарные рукава и рукавная арматура.

 

Тема №11. Пожарно-строевая подготовка и пожарно-прикладной спорт.

 

Задачи обучения:

-формирование знаний о назначении и работе пожарно-технического вооружения;

-формирование волевых и морально-психологических качеств;

-приобретение навыков слаженной работы в составе группы.

Индивидуальное и групповое обучение. Основа профессиональной подготовки. Физическая подготовка учащихся. Нормы и требования спортивной классификации, Правила проведения соревнований по видам пожарно-прикладного спорта (общие положения, старт, бег по дистанции, финиш). Упражнения по пожарно-строевой и физической подготовке. Спортивные игры.

 

Примерные вопросы к игровым занятиям

  1. Первый правитель российского государства, издавший указ по пожарной безопасности? Николай- II, Александр Невский, царь Алексей
    Михайлович
    .
  2. При пожаре для тушения электроустановок, находящихся под
    напряжением до 1000 В, применяют огнетушители? – Углекислотные,
    воздушно-пенные, химически-пенные.
  3. При пожаре бьют? - В лицо, в стекло, в колокол.
  4. Сколько существуют степеней ожогов? - 7, 2, 4.
  5. Самый возбуждённый темперамент человека? - Флегматик, меланхолик, холерик.
  6. На какие органы человека опасно влияет продукт горения - дым? - Волосы, лёгкие, печень.
  7. В пожарно-спасательном спорте используют лестницы? - Автолестница, лестница-палка, лестница-штурмовка.
  8. На пожаре в первую очередь эвакуируют? - Спортсменов, женщин, тяжелобольных.
  9. Из пожарно-технического вооружения длиннее? - Пожарный  ствол,
    пожарный напорный рукав, лестница - палка.
  10. Чего не требуется при тушении пожара при использовании пожарного
    гидранта? Пожарной колонки, рукава, изолирующего противогаза.
  11. В сырых электрифицированных помещениях необходимы? - Иод, шприц, резиновые боты.
  12. При работе на высоте используют? - Ножницы, дымосос, спасательную верёвку.
  13. Первое транспортное средство пожарных? - Лошадь, автомобиль, трактор.
  • При любой беде звони но телефону? - 02, 03,
  • Условия, необходимые для горения? - Горючая среда, вода, ветер.
  • Кого называют пожарником? - поджигателя, спасателя; погорельца.
  • Чаще всего для тушения пожарные применяют? - Воду, песок, нефть.
  • Какого цвета пожарные автомобили? - Красного, желтого, синего.
  • Чем тушат горящую нефть? - Пеной, водой, опилками.
  • Какой формы пожарное ведро? - Конус, овал, квадрат
  • Как в старину называли сооружение, с которого пожарные видели, где
    возник пожар? - Каланча, башня, сторожка.
  • Для подачи воды на тушение пожара от автоцистерны используется? -
    Насос, лестница, ведро.
  • Чтобы подняться на третий этаж пожарные применяют? -Трёхколенную
    лестницу
    , багор, топор.
  • Что на голову одевают пожарные? - Шапку, каску, кепку.
  • Какой цвет проблесковых маячков на пожарном автомобиле? - Жёлтый,
    красный, синий.

 

  • Дата празднования Дня пожарной охраны России? - 1 сентября, 30 апреля,
    31 декабря.
  • Кто отвечает по телефону 01?- Диспетчер, командир, автоответчик.
  • Сколько лестниц перевозится на пожарном автомобиле? - 1. 3 ,4.
  • Какие марки пожарных автомобилей не состоят на вооружении в пожарной охране? - КАМАЗ, ЗАЗ, МЕРСЕДЕС.
  • К огнетушащим веществам относится? - Вода, бензин, нефть.
  • Длина напорного пожарного рукава? - 10м, 20м, 40 м.
  • Как тушить телевизор в случае загорания? - Отключить от электросети и накрыть покрывалом, полить водой, накрыть газетой.
  • Чем сопровождается пожар? - Дымом, дождем, громом.
  • Ваши действия при возникновении пожара? - Позвонить 01, открыть
    форточки, двери.
  • Что означает буквы ПГ на стене детского сада, школы? - Пожарный
    гидрант, пригород, прием граждан.
  • Спички детям не ? - Игрушка, машина, подарок.
  • Какую помощь оказывают пожарные-спасатели, кроме тушения пожара? - Открывают квартирные двери в случае захлопывания, рубят дрова, играют в футбол.
  • Для чего пожарные применяют на пожаре  багор? - Для разборки  и
    растаскивания конструкций
    , для подачи воды, для сигнала тревоги.
  • Вид оповещения о пожаре в интернатах для глухонемых? - Световой,
    звуковой, инерционный.
  • Для спасания с верхних этажей жилого здания повышенной этажности
    используются спасательные средства? - электроножницы, спасательный
    рукав («куб жизни»),
    трехколенная лестница.
  • При пожаре в подвальных помещениях используется  связь? -Междугородная, жестами, рация.
  • Вид пожарного автомобиля,  имеющего технические  возможности для
    подвоза воды и осуществления тушения пожара? - АКП, АЦ, АСА.
  • При пожаре в помещении для защиты органов дыхания и зрения, человеку необходимо находиться? - Выше к потолку, ниже к полу, в кресле.
  • Что не входит в боевую одежду пожарного? - ведро, каска, пояс с
    карабином.
  • На новогодних елках петарды и бенгальские огни опасны для человека? –в помещении, на льду, на горе.
  • Двери должны открываться по ходу эвакуации, если в помещении
    находится? - 15 человек, 5 человек, 3 ребенка.
  • В задымленном помещении необходимы? - огнетушитель, рукавицы,
    противогаз.

 

 

 

 

 

Тренировочные упражнения

  1. Одевание на время боевой одежды пожарного.
  2. Правильность оповещения пожарной охраны о пожаре.
  3. Эвакуация людей из помещения.
  4. Закрепление спасательной веревки за конструкцию.
  5. Вынос «тяжелобольных» из помещения при пожаре.
  6. Боевое развертывание.
  7. Преодоление 100 - метровой полосы с препятствиями.
  8. Правильность остановки кровотечения различными способами,
    наложение повязок.
  9. Наложение шин (подручных средств) при переломах.
  • Перенос пострадавших различными способами.
  • Пожарная эстафета 4х100 м.
  • Укладка пожарных рукавов в одинарную, двойную скатку.
  • Переноска, подвеска штурмовой лестницы в окно 2-этажа учебной
    башни.
  • Подъем по штурмовой лестнице.
  • Учебное тушение возгорания (выбор места, определение границ,
    подготовка средств тушения, методы тушения огнетушителем).
  • Практическое применение первичных средств пожаротушения.
  • Действия при возникновении горения телевизора.
  • Присоединение пожарного ствола к рукаву.
  • Действия при оказании первой помощи пострадавшим от ожогов.

Термины и аббревиатура

Возгорание - начало горение под действием источника зажигания.

Воспламенение - начало пламенного горения  под воздействием источника зажигания.

Горючесть - способность вещества или материала к горению. По горючести вещества и материалы подразделяются на 3 группы: негорючие, трудно горючие, горючие.

Государственный пожарный надзор (ГПН) - осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятия мер по результатам проверки.

Дым - аэрозоль, образуемый жидкими и (или) твердыми продуктами неполного сгорания материалов.

Дружина юных пожарных (ДЮП) - детское объединение, созданное органами управления образованием, пожарной охраной и Всероссийским добровольным обществом в образовательных учреждениях, осуществляющее профилактическую, пропагандистскую и воспитательную деятельность.

Каланча - во второй половине 18 - начале 20 вв., возвышающаяся над зданием пожарной части башня для наблюдения за возникновением пожаров. Имела колокол, площадку для дежурного и мачту для сигнализации флагами и фонарями.

Легковоспламеняющиеся вещества и материалы - горючие веществ и материалы, способные воспламеняться от кратковременного (до 30 секунд) воздействия источника зажигания с низкой энергией (пламя спички, искра, тлеющая сигарета и т.п.).

Ликвидация пожара действия, направленные на окончательное прекращение горения, а также на исключение его повторного возникновения.

Локализация пожара - действия, направленные на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создания условий для успешной его ликвидации, имеющимися силами и средствами.

Меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Огнетушащее вещество - вещество, обладающее физико-химическими свойствами, позволяющими создать условия прекращения горения.

Огнетушитель прибор для тушения пожара за счёт выпуска огнетушащего вещества после приведения его в действие, транспортируемый человеком.

Опасные факторы пожара (ОФП)- опасные факторы, воздействующие на людей и материальные ценности (пламя и искры; повышенная температура окружающей среды; токсичные продукты горения и термического разложения; дым; пониженная концентрация кислорода).

Очаг пожара - место (участок) наиболее интенсивного горения при трёх основных условиях:

  • непрерывном поступления окислителя (воздуха);
  • непрерывной подаче топлива (распространении горения);

-      непрерывном выделении теплоты, необходимой для поддержания
процесса горения.

Пожар - комплекс физико-химических явлений, в основе которого лежат нестационарные (изменяющиеся во времени и пространстве) процессы горения, тепло- и массообмена. Пожаром считается неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Пожарная безопасность здания, помещения - состояние объекта, при котором меры предупреждения пожара и противопожарной защиты соответствуют нормативным требованиям.

Пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Пожарный  гидрант  (ПГ)         устройство для отбора воды из водопроводной сети при тушении пожара.

Пожарный кран (ПК) - комплект, состоящий из вентиля, установленного на пожарном трубопроводе и оборудованного пожарной соединительной головкой, а также пожарного рукава и ствола.

Самовозгорание - резкое увеличение скорости экзотермических процессов в веществе, приводящие к возникновению очага горения.

Угроза пожара - ситуация, сложившаяся на объекте, которая характеризуется вероятностью возникновения пожара, превышающей нормативную.

Чрезвычайная ситуация  (ЧС)  обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, нанесли вред здоровью человека или окружающей природной среде.

Число погибших в результате ЧС ежегодно составляет около 3-х миллионов, материальные потери достигают 100 миллиардов долларов. Количество погибших ежегодно увеличивается в среднем на 4%, материальный ущерб на 10%.

Эвакуация людей при пожаре - вынужденный процесс передвижения людей из зоны, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара.

Юные пожарные - дети школьного возраста (10-18 лет), участвующие на добровольной основе в деятельности ДЮП.

Нормативно-правовое обеспечение

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1993 г. № 886 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации».

Приказ МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)».

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 820 «О государственном пожарном надзоре».

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. № 385 «О федеральной противопожарной службе».

Приказ МВД России от 2 апреля 2001 г. № 390 «О введении в действие порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных».

Методические рекомендации МЧС России органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. № 1376-р «Об обеспечении пожарной безопасности в Российской Федерации».

Письмо МЧС России № 33-1469-18 и Минобразования России № 30-51 -217ин/06-01 от 12 мая 2003 г. «О противопожарной защите образовательных учреждений».

Совместный приказ МЧС России № 190 и Минобразования России № 1668 от 17 апреля 2003 г. «О мерах по повышению уровня пожарной безопасности образовательных учреждений».

Приказ Минобразования России от 15 апреля 2003 г. № 1612 «О принятии мер по усилению противопожарного режима в образовательных учреждениях».

Список литературы

Быков А.А., Мурзин Н.В. «Проблема анализа безопасности человека, общества и природы». СПб; Наука, 1997 г.

Гордин Л.Ю., Коротов В.М., Лихачев  Б.Т.  «Методика  педагогического

воздействия» М., 1967 г.

Белоусов А.Е., Калашников В.Ф., Максименко В.И. На службе отечеству.

Оренбург, 2002 г.

Кандаленцев Б.Р., Логинов Ю.И. «Огневой дозор» Челябинск, 1984 г.

Кимстач И.Ф. «Пожарная тактика» М., Стройиздат, 1984 г.

Кирьякова А.В. «Ориентация школьников на социально значимые ценности»

Автореферат Министерство образования РСФСР. Российский государственный педагогический университет им. Герцена, 1991 г.

Комова М.А. и др. Педагогам и родителям о пожарной безопасности: Учебное пособие. - М.:ВНИИПО, 2003 г.

Мухаметзянова Г.В. «Гуманитарная составляющая подготовки современного специалиста» Среднее профессиональное образование. - 1997 г. - № 7.

Пидкасистый П.И. «Педагогика» М., Педагогическое общество России , 2000 г.

Питюков В.Ю. «Основы педагогической технологии» Москва, 2001 г.

Полутина  Г.Н. «Учебная  деятельность -  основа  развития личности»

Профессиональное образование № 12, 2001 г.

Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум СИ. «Педагогика и психология» Изд. Дом «Питер» 2001 г.

Рындак   В.Г. «Методологические основы  образования» Оренбург  2000 г.

Издательский дом «Центр» ОГАУ

Самонов А.П. «Психологическая подготовка пожарных», М., Стройиздат, 1982г.

Селье Г. «Стресс без дистресса» Рига «ВИЕДА» 1992 г.

Сластенин В.А, Исаев И.Ф. " Педагогика" М., Издательство " Школа-Пресс"1998 г.

Свинаренко А.Г.; Кириллов Г.Н.; Груздь СИ. «Положение о дружинах юных пожарных», М. 2006 г.

Шиянов  Е.Н.  Гуманизация  педагогического образования: состояние  и

перспективы. - М. - Ставрополь, 1991г.

Шойгу  С.К.,  Фалеев М.И., Кириллов Г.Н., под  общей  редакцией   Ю.Л.

Воробьева. «Учебник спасателя». Сов. Кубань, 2002.

Примерные темы занятий по обучению учащихся образовательных учреждений мерам пожарной безопасности при проведении внеклассных мероприятий разработаны Управлением государственного пожарного надзора МЧС России, Департаментом молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации, при участии Северного окружного управления образования Департамента образования города Москвы и Общероссийской общественной организацией «Всероссийское добровольное пожарное общество» и предназначены педагогам образовательных учреждений, руководителям детских профильных лагерей, специалистам Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», сотрудникам государственного пожарного надзора МЧС России для обучения подрастающего поколения и пропаганды мер пожарной безопасности, с целью профилактики пожаров, воспитания и профессиональной ориентации детей.