Представление об устранении нарушений требований законодательства об оплате труда

Прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары на основании п. 10.3 приказа прокурора Чувашской Республики № 55 от 11.04.2019 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан» проведен анализ исполнения требований трудового законодательства в деятельности ООО «УК Стандарт», ИНН 2130011906, зарегистрированного по адресу: г. Чебоксары, ул. Байдула, д. 10 пом. 3.

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда.

В силу ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по
тексту – ТК РФ) одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений, признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 129 ТК РФ под заработной платой (оплата труда работника) понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В то же время, статьей 134 ТК РФ предусмотрено, что обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Вместе с тем, согласно Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017 по смыслу нормативных положений приведенной статьи Трудового кодекса Российской Федерации порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями, которые не получают бюджетного финансирования, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.

Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности.

Установлено, что оплата труда работников ООО «УК Стандарт» производится в соответствии с Положением об оплате труда, утвержденным 10.12.2010 г.

В свою очередь, согласно указанных локальных актов, индексация заработной платы не проводится.

Кроме того, в ходе проведения проверки установлено, что индексация заработных плат работников предприятия в период с 2020 года по настоящее время не проводилась.

В силу требований статьи 214 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Согласно ч.2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

В нарушение указанных норм действующего законодательства Павлов В.Н., работающий в должности уборщика по комплексной уборке с 08.06.2022 года на момент проверки с картой специальной оценки условий труда № 10А до настоящего  времени не ознакомлен.

Причинами вышеуказанных нарушений закона является ненадлежащее исполнение своих обязанностей должностными лицами ООО «УК Стандарт» при недостаточности организации и контроля со стороны руководства предприятия.

Условиями, способствовавшим указанным нарушениям, является отсутствие должного контроля за исполнением подчиненными сотрудниками своих должностных обязанностей, что в конечном итоге приводит к нарушению закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 22, 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

 

ПРЕДЛАГАЮ:

 

  1. Рассмотреть настоящее представление с участием работников прокуратуры района.
  2. О времени и месте рассмотрения настоящего представления заблаговременно сообщить в прокуратуру района.
  3. Незамедлительно принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующих и недопущению их впредь.
  4. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности в соответствии с требованиями ст. 192 ТК РФ.
  5. О результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру Ленинского района г. Чебоксары в письменной форме в установленный законом месячный срок с приложением копий документов, подтверждающих привлечение к ответственности виновных лиц и устранением выявленных нарушений.

 

 

Заместитель прокурора района

 

советник юстиции                                                                    А.А.Мадюшкин