Может ли потребитель требовать неустойки за несколько нарушений?

Вопрос: Может ли потребитель требовать неустойки за несколько нарушений?

Ответ: Да, закон не ограничивает такое право потребителя, даже если нарушения вы допустили в отношении одного товара (работы, услуги).

Так, Верховный Суд РФ подтвердил возможность взыскать несколько неустоек в следующих случаях:

1)вы нарушили срок безвозмездного устранения недостатков товара длительного пользования и не предоставили потребителю на время ремонта аналогичный товар - неустойка взыскивается за каждое нарушение (пп. "а" п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17);

2)вы нарушили срок и начала, и окончания работ - неустойка начисляется за каждую просрочку. Но ее общая сумма в этом случае не может превышать цену отдельного вида работы, а если договор ее не определяет - общую цену заказа (см. Позицию ВС РФ);

3)вы нарушили сроки удовлетворения одного требования, связанного с недостатками качества товара (допустим, не сделали вовремя гарантийный ремонт), а затем не выполнили в срок новое требование (например, заменить товар или вернуть за него деньги). Неустойку можно начислить по обоим нарушениям, но по первому - только до предъявления второго требования (пп. "а" п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17);

4)потребитель уже взыскал с вас неустойку за неисполнение обязательства, но вы не исполнили его и после вынесения решения суда (например, не возвратили уплаченную за товар сумму). Тогда потребитель может еще раз потребовать неустойку уже за период с момента вынесения решения суда до дня его фактического исполнения (п. 6 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.10.2020).

Помощник прокурора района

юрист 1 класса                                                                          Е.А. Карлинова