О ходе реализации муниципальной программы информатизации образования "Через образование в будущее"

 

 Информация

образовательных учреждений  по Ленинскому району

о  ходе реализации муниципальной программы информатизации           образования «Через образование в будущее»

 

В соответствии с федеральной целевой программой «Развитие единой образовательной информационной среды» перед ОУ стоит задача внедрения компьютерных технологий обучения в предметные области. Цель ОУ – использование компьютера для получения образования и расширения сектора самостоятельной работы всех участников образовательного процесса.

В связи с вышеизложенным с 01.02.2004 по 10.02.2004 в ОУ района было проведено изучение, в ходе которого выявлено:

1. Сегодня школы оснащены компьютерным оборудованием на 54% (в нашем районе в среднем на один компьютер приходится 130 учеников). На высоком активном уровне работают некоторые руководители по приобретению компьютерной техники на внебюджетные средства или участвуя в конкурсах: гимназия №2, лицей №1, лицей №2, гимназия №4.

Конечно, это прорыв, но считать, что компьютеризация состоялась, пока преждевременно. Дошкольные ОУ и учреждения дополнительного образования вообще не имеют современных компьютеров. Из-за отсутствия устойчивых каналов связи школьные кабинеты информатики не могут работать в глобальной сети Интернет

2.      Раннее обучение информатики проводится в школах № 24,37, гимназии №4 (как по компьютерному, так и бескомпьютерному курсу).

3.      В 5-9 классах обучение информатике проводится за счет факультативных часов, часов интегрированного курса и кружковой работы и  в  рамках предпрофильной  подготовки.

4.      В 10-11 классах обучение информатике проводится в рамках базового курса.

5.      С 2002 года ведется активная системная работа по созданию электронных  ресурсов, но пока они еще мало систематизированы, отсутствуют электронные библиотеки, каталоги, соответственно недостаточно используются в образовательном процессе. Изучение использования электронных ресурсов, в том числе электронных учебников в ОУ показал, что более эффективно используется электронная база в школах №,37, 42, 47,57, лицее №1 и №2 (от 25% до 40% ресурсов задействовано); в школах №9, 24, 36, гимназиях №2, №4 используется до 10% электронных ресурсов.  В большей мере они используются  по предметам информатика, география, математика и физика, в меньшей мере по истории, русскому языку, иностранному языку, МХК.

6.      Работа с Интернет - ресурсами используется в индивидуальной работе учителей и учащихся. В гимназии №4 имеется ресурсный центр со свободным доступом учащихся и учителей в Интернет.  

7.      Показатели овладения компьютерными технологиями учителями – предметниками в рамках простых пользователей выявлены следующие: гимназия №4 и лицей №1 – по 60 %, сош №24 – 50%, сош №37 – 30%.

8.      Во многих ОУ выявлены новые формы работы: интерактив, моделинг, коммуникативность, производительность пользователя, а в лицее №1 активно используется мультимедиа.

9.      С 2003 г. проводится плановое обучение учителей – предметников во всех изученных ОУ. Подготовка и переподготовка педагогических кадров и администрации школ в районе выстроена ступенчато: начинается обучение в школьном компьютерном классе и заканчивается на специальных или предметных курсах в ЧРИО с применением различных форм и методов обучения, включая дистанционное обучение. Разнонаправленность обучения повышает информационную культуру педагогов и руководителей, дает возможность интеграции информационных технологий в образовательный процесс и повышает эффективность трудовой деятельности. За период 2003 года более 50% учителей овладело элементарной компьютерной грамотностью.

              Обучение учителей-предметников и администрации школы проводится на базе школьного компьютерного класса под руководством учителя информатики, который является тьютором  в своей школе и информирует учителей-предметников об образовательных возможностях информационных технологий, аудиовизуального оборудования и мультимедийных продуктов. Для учителей информатики проводятся плановые заседания РМО в форме обучающих семинаров, семинаров-практикумов, проведения открытых уроков, через телекоммуникационные системы в Интернете. На базе ЧРИО проводятся плановые и хозрасчетные курсы переподготовки учителей информатики

Для повышения эффективности работы электронной почты отделом управления образования проведены в 2003 году курсы обучения операторов электронной почты на базе ЧРИО.

    На базе республиканского коллектора учебно-наглядных пособий обучены тьюторы по организации работы формирования базы данных по библиотечному фонду и на базе школ №37 и гимназии №2 проведены курсы библиотекарей для работы с электронным каталогом учебных изданий и формирования электронных отчетов и заявок по учебной литературе.

   Для обучения администрации школы на базе ЧРИО проводятся плановые курсы и запланирована периодическая курсовая подготовка на базе школ района (школа №24 и школа №36) по презентационным программам, ресурсам Интернет и по профилю деятельности. 

    Запланировано внедрение программы сетевой школы (NET Школа) по дистанционному обучению. Сегодня учителя информатики сош №24 и сош №36 прошли курсы дистанционного обучения и планируется дальнейшее расширение такой формы повышения профессиональной компетентности педагогов.

10.  На сегодняшний день  административно-управленческая работа по созданию баз данных ОУ  слаба. В лицее №1 база данных полная, эффективная и динамичная.

11.  Отделом образования в 2003 году выполнена следующая работа: по мере возможности школам поставлена специальная литература по информационным технологиям: ОУ получили энциклопедии по современным компьютерам, программные продукты по предметам, методические пособия по операционным системам и электронной базе учебников, предоставлена информация на CD-дисках по нормативным документам в сфере образования. В отделе образования производится подписка на периодические издания в сфере информатизации и информатики.

12.  Во всех ОУ информационная среда в условиях модернизации школы формируется на новом технологическом уровне.Работа по этому направлению ведется достаточно активно как в ОУ, так и отделе управления образования. Действует сайт отдела управления образования, имеются сайты у отдельных школ, наполняется информацией сайт ЧРИО,  таким образом, формируется единая информационная среда ОУ.

13.  С ноября 2002 года к электронной почте и Интернету подключены все школы по Ленинскому району (100%), что дало возможность отделу образования перейти на электронный документооборот, систематизировать и частично автоматизировать составление отчетности, осуществлять связь со всеми участниками образовательного процесса. С января месяца 2004 года будет осуществлено подключение E-mell ОУ через ресурс отдела управления образования на бесплатной основе, что даст возможность повысить оперативную связь со школами, усовершенствовать обмен документацией, сэкономить материальный ресурс школ.   

14.  Отделом образования организуется методическая поддержка ОУ по развитию процесса информатизации, разрабатываются методические рекомендации, ведется методическое сопровождение развития информационной среды, используются мультимедийные сопровождения для проведения семинаров, совещаний, конференций. В целях пропаганды ИКТ   проводятся открытые командные первенства школьников по программированию, в которых принимают участие не только команды школ нашего района, но и других районов г. Чебоксары, и школ Республики. Результаты первенства показали активность участия всех ОУ, призовые места заняли команды школ 49, лицея 2.  В республиканском конкурсе web-страниц приняли участие школа 57, лицей 2, гимназия 4, ДОУ 83, ППЦ «Содружество», лицей 1 – занял 3-е место в данном конкурсе.

 

 

Среди управленческих проблем, возникших сегодня в сфере информатизации ОУ, наиболее актуальными являются:

-         недостаточность развития системы взаимодействия и координации информационной инфраструктуры ОУ;

-         неэффективность формирования базы данных ОУ;

-         несформированность информационного пространства в системе управления образованием;

-   наличие проблем в работе выделенных линий и типов модемов, связанных с небольшой скоростью работы в этом ресурсе, таким образом, большинство школ работают в глобальной сети Интернет только в ознакомительном режиме. 

Несомненно, что информатизация образования зависит от наличия информационных ресурсов, оснащения учебно-образовательных серверов, базы данных, качества программных средств учебного назначения. На этой основе отделом управления образования принята Программа информатизации системы образования Ленинского района, целью которой является перестройка школьной системы образования через интеграцию средств информационных технологий в образовательный процесс и формирование единого информационного пространства. Программа направлена на решение следующих задач: активное использование ИКТ в образовательном и управленческом процессах; осуществление методической поддержки проведения процесса информатизации; создание единой информационной среды; постоянная подготовка кадров и повышение профессиональном компетентности педагогов.     

 



29 июня 2004
00:00
Поделиться