Анализ развития дошкольного образования в районе по состоянию на 1 июля 2004 г.
Анализ
развития дошкольного образования в Ленинском районе
В районе функционирует 39 дошкольных образовательных учреждений, в которых воспитывается 6145 детей, что составляет 308 групп. С нового учебного года начал функционировать новый вид образовательного учреждения «Начальная школа-детский сад» в п. Н.Лапсары, где воспитывается 18 детей дошкольного возраста.
Все дошкольные образовательные учреждения являются муниципальной собственностью.
В текущем году проведена государственная аккредитация 37 дошкольных образовательных учреждений, в результате которой детским садам был присвоен статус: «Центр развития ребенка» ДОУ №№ 137, 141; «Детский сад с приоритетным осуществлением одного из направлений развития воспитанников»: физическое – ДОУ № 123, личностное – ДОУ №№ 46,59,149,158, интеллектуальное – ДОУ № 134, художественно-эстетическое направление – ДОУ №№ 9,162; «Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями в развитии» - ДОУ № 23 для детей с нарушением интеллекта, ДОУ № 26 для детей с нарушением слуха; «Детский сад комбинированного вида», где имеются группы для детей с нарушением речи – ДОУ №№121,145; остальные 25 ДОУ получили статус «Детский сад».
Дошкольные учреждения ведут активный поиск новых форм организации дошкольного образования, разрабатывается нормативно-правовая база для открытия групп комфортного пребывания детей в детском саду (ДОУ №№ 41,59,75), дополнительных спецгрупп ДОУ № 137, интегрированной группы для детей с задержкой психического развития в ДОУ № 141, группы с оздоровительным направлением – ДОУ № 146 и др., которые будут функционировать за счет бюджетного финансирования и дополнительных средств родителей.
Всего в районе проживает 9521 ребенок дошкольного возраста, в том числе от 0 до 1 года – 1317 детей. От 1 года до 3-х лет насчитывается 3370 детей, из них посещают ДОУ - 1311 детей, что составляет 38,9%. От 3-х до 6,5 лет – 4834 ребенка, все они воспитанники дошкольных учреждений, что равно 100%. Таким образом, в целом по району охват общественным дошкольным воспитанием составляет 74,9%. Это свидетельствует об увеличении его на 4,3% по сравнению с прошлым годом.
Всего мест в ДОУ района – 5530, посещают дошкольные учреждения – 6145 детей, укомплектованность детских садов детьми составляет 111%.
Анализ данного показателя в разрезе каждого МДОУ показал наличие переукомплектованности в дошкольных учреждениях №№ 9,42,46,49, 64,113,146,149,158.180. Анализ посещаемости детей в ДОУ свидетельствует, что выполнение числа детодней равно113%. Следует отметить очень хорошую посещаемость детей в МДОУ №№ 9,23,25,26,35,41,66,75, 83,121,137,144,145.
Анализ тенденции рождаемости свидетельствует об увеличении количества детей и, в связи с этим, появление спроса населения на места в ДОУ. В настоящее время на учете по Ленинскому району детей, которые нуждаются в определении в ДОУ - 2000, в дошкольных учреждениях освободилось 1200 мест за счет детей, ушедших в школу. Таким образом, удовлетворить потребности населения возможно лишь на 60%. В настоящее время имеется большой спрос на места в ДОУ № 123 п.Н.Лапсары (в очереди стоят более 100 детей), однако санитарно-техническое оборудование 3-х групп находится в аварийном состоянии и детский сад не имеет возможности удовлетворить спрос родителей на устройство ребенка в детский сад.
Статистический портрет руководящих и педагогических кадров ДОУ представлен 681 педагогом. Данные свидетельствуют о высоком образовательном уровне: все 39 руководителей ДОУ имеют высшее педагогическое образование, из них 9 человек аттестованы на высшую квалификационную категорию. По стажу работы преобладают опытные руководители, проработавшие в занимаемой должности более 10 лет.
347 педагогов имеют высшее и незаконченное высшее образование, 62% педагогов аттестованы на высшую, первую и вторую квалификационные категории. Наблюдается тенденция, с одной стороны, обновление руководящих кадров, способных к принятию нового, прогрессивного, умеющих прогнозировать развитие ДОУ. С другой стороны – сохраняется проблема старения педагогических кадров (из 62% дошкольных работников стаж работы составляет 15 и более лет); у многих воспитателей наблюдается синдром эмоционального сгорания и низкая мотивационная установка в работе с детьми; незаинтересованность молодых специалистов перспективами педагогической деятельности, неудовлетворенность условиями работы и низкой оплаты труда, подтверждение тому – текучесть кадров: 79,4 % педагогов-психологов и старших воспитателей проработали в детском саду менее 2-х лет. В связи с этим педагогические коллективы испытывают трудности в осуществлении задач обновления содержания образования, развития инновационной деятельности в ДОУ.
Для эффективности и результативности воспитательно-образовательного процесса необходимы соответствующие оптимальные условия. Администрацией ДОУ проделана определенная работа по улучшению материальной базы дошкольных учреждений, которая была направлена на поддержание санитарно-технического состояния зданий и сооружений. Большинство учреждений косметический ремонт осуществляют своими силами. Однако, данная деятельность не восполняет обновление материально-технической части электрооборудования, холодильных агрегатов, пожарно-технического обеспечения, мягкого и жесткого инвентаря, износ которых в большинстве ДОУ составляет 80 %. Требуется приобретение медицинского оборудования: кварцевые лампы, современная физиоаппаратура. Все дошкольные учреждения нуждаются в укреплении пищеблоков, обновлении и пополнении мебели, игрового оборудования, малых форм на участке, спортивного инвентаря и ремонте теневых навесов. Проблему укрепления материальной базы в дошкольных учреждениях необходимо решать через использование разных форм многоканального финансирования.
В течение года инспекционная деятельность была направлена на изучение проблемы охраны жизни, здоровья и прав воспитанников, техники безопасности, профилактики травматизма и создания безопасных условий в деятельности дошкольных учреждений.
На основании письма МО РФ от 01.08.02 № 03-51-98 ин 23-03 «О нарушениях требований законодательства РФ в области охраны жизни и здоровья обучающихся и воспитанников» в детских садах №№ 23,41,48,50,66,76,113,121,134,162,179,180 проводилось изучение состояния работы по охране труда в ДОУ и созданию безопасной среды для жизнедеятельности воспитанников. В ходе проверки установлено, что заведующие ДОУ проделали определенную работу по формированию номенклатуры дел (раздел «Охрана труда»). Имеется пакет нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность учреждения в вопросах охраны труда. Используются различные виды оформления локальных актов: положения, приказы, соглашения, правила, акты, инструкции. Во всех учреждениях имеются обновленные паспорта. Вместе с тем, организация работы руководства ДОУ по созданию безопасных условий жизнедеятельности детей не в полной мере отвечает современным требованиям. Имеются нарушения, которые требуют устранения: не стабилизирован административно-общественный контроль за охраной труда, отсутствует система работы по составлению и выполнению трудовых соглашений по ОТ, не упорядочено доведение инструкций до разных категорий работников.
На Совете ОУО по Ленинскому району рассматривалась проблема детского травматизма, которая, по-прежнему, остается остро социальной. Ежегодный анализ детских травм, получаемых в дошкольных учреждениях, позволяет выявить определенную закономерность и цикличность: дети получают повреждения в одинаково опасных ситуациях на участке детского сада, в игровых комнатах и др. Анализ данных травматологического пункта детского диагностического Центра показал, что количество случаев травматизма в детских садах района уменьшилось в 2 раза. Этому способствовала систематическая работа по профилактике травматизма. Сравнительный анализ за 2 года показывает, что в ДОУ №№ 13,23,24,25,26,36,41,42,46,49,59,64,83,137,151,158,162,179 отсутствовали случаи травматизма. Вместе с тем, имеются детские сады, где недостаточно внимания уделяется созданию механизма здоровьесберегающей среды в ДОУ, особенно в летний период.
Летний оздоровительный период требует от руководителей и коллективов ДОУ тщательной подготовки к созданию условий для оздоровления детей. С этой целью было проведено совещание руководителей дошкольных учреждений, в ходе которых отрабатывались подходы реализации данной проблемы. Заведующей ДОУ № 50 была представлена управленческая деятельность по организационной работе для проведения летних оздоровительных мероприятий в условиях детского сада. Руководители ДОУ были нацелены на завершение анализа состояния здоровья детей и поиск средств на их оздоровление.
Профессиональное совершенствование педагогов осуществляется через разнообразные формы методической работы, которая охватывает все категории дошкольных работников от заведующих до воспитателей ДОУ.
Проведено 3-х этапное обучение руководителей ДОУ, заведующих хозяйством, дошкольных работников Ленинского района по вопросам охраны труда. По разработке организационно-технологических механизмов безопасной среды в ДОУ осуществлена учеба заведующих на базе детского сада № 179 с демонстрацией передвижной выставки учебно-методического Центра МЧС.
При организации учебы руководителей ДОУ учитывается опыт управленческой деятельности. Одним из главных направлений в деятельности руководителя ДОУ № 141 стало реализация этапов обновления ДОУ от становления до развития. Управленческая деятельность руководителя ДОУ № 96 ориентирована на создание системы контроля по достижению высокого качества воспитательно-образовательного процесса.
Начинающие заведующие успешно работали в рамках семинара-практикума «Школа здорового питания», в котором руководители ДОУ №№ 13,24,75,83 знакомили с технологией приготовления пищи, составлением меню-раскладок, режимом питания, контролем за организацией рационального питания детей в детском саду. В ходе занятий использовались интерактивные формы обучения: обсуждение технологического процесса, выработка алгоритма, рекомендаций, проведение подсчетов меню, составление анализа. Продуктивность семинара повысила уровень компетентности руководителей по организации рационального питания в ДОУ.
Используя разноуровневый подход в организации методической помощи старшие воспитатели обучались на традиционных занятиях методического объединения и на занятиях спецкурса «Ступени роста» для начинающих педагогов. Старшие воспитатели ДОУ №№ 75, 121 осветили вопросы методического сопровождения педагогического процесса в группах раннего возраста, познакомили с методическим инструментарием осуществления деятельности ст.воспитателя. Такой подход обуславливает повышение технологичности труда старшего воспитателя и его профессионального самосовершенствования.
Большое внимание педагогов-психологов было уделено вопросам формирования толерантного сознания и поведения у детей, педагогов и родителей воспитанников. Анализ показателей эффективности подготовки и проведения м/о демонстрирует высокую степень удовлетворенности проводимыми мероприятиями.
Формой сотрудничества музыкальных руководителей является методическое объединение. Постоянный состав участников, практическая направленность, ориентированность музыкальных руководителей на содержательную деятельность способствовали повышению личностно-профессионального развития педагогов. По итогам рейтинга положительно отмечался опыт работы Романовой И.В. ДОУ № 76, Минеевой Л.Ю. ДОУ № 6.
Одной из эффективных форм методической работы является реализация единого координационного плана-программы «Ее Величество – Семья», направленного на повышение статуса семьи, пропаганду педагогических знаний, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. В рамках выполнения Указа президента ЧР о Годе молодежи и здоровом образе жизни в микрорайонах активизировалась работа ДОУ по оздоровлению и физическому воспитанию детей. Панорама мероприятий состояла из проведения «Недели добра», совместных праздников, игр-соревнований с широким привлечением родителей воспитанников и жителей микрорайона.
Подведение итогов и оценка деятельности методических объединений традиционно проводилась в ходе встречи за круглым столом руководителей м/о. Они констатировали возросшую творческую активность педагогов и отмечают, что м/о стали школой целенаправленного профессионального образования педагогов. Среди ДОУ, лучшими в разработке темы и воспитателями, показавшими практические занятия, были: Ефремова В.И. ДОУ № 134, Маркунас М.Л. ДОУ № 25, Васильева В.Г ДОУ № 158, Сергеева Г.М. ДОУ № 64.
Но вместе с тем, проблема поэтапного проектирования структуры управления дошкольным учреждением, педагогическим коллективом не вошла в поле оперативной деятельности заведующих, начинающие руководители испытывают трудности в создании нормативно-правовых механизмов функционирования образовательного учреждения, принятии важных управленческих решений.
Одним из основных показателей успешности работы администрации ДОУ и всего коллектива является здоровье воспитанников. Уровень заболеваемости дошкольников свидетельствует о снижении количества болезней на 1,1 дня: в 2003 году число дней, пропущенных одним ребенком по болезни, составило 6,4 дня, в 2002 г. – 7,5. Добились снижения заболеваемости ниже районного показателя МДОУ №№ 9,13,23,25,26, 35,42,48,49,50,59,76,96,123,134,144,149,151,162,179.
Изучение спроса родителей на оказание платных образовательных услуг в ДОУ показало, что только в 12 ДОУ 577 детям оказываются различные виды платных услуг. В том числе: по оздоровлению – 4 ДОУ- №№ 6,25,121,146 (172 ребенка), развитию музыкально-творческих способностей – 7 ДОУ - №№ 9,25,46,96,121,146,151 (135 детей), обучение иностранному языку – 3 ДОУ - №№ 25,141,151 (186 детей), школа развития – 6 ДОУ - №№ 25,113,121,141,145,146 (84 ребенка). Без предъявления оплаты в детском саду оказывают услуги: художественно-творческого развития – 18 ДОУ (336 детей), музыкально-ритмические – 23 ДОУ (562 ребенка), интеллектуального развития – 20 ДОУ (337 детей), физического развития – 15 ДОУ (346 детей).
Аналитическую деятельность ДОУ невозможно представить в полном объеме без подведения итогов их достижений за прошедший год.
Детский сад № 180 принял активное участие в научно-практической конференции «Этнопедагогическая направленность процесса воспитания в ДОУ», где решалась проблема формирования у ребенка дошкольного возраста начал национального самосознания.
Администрация ДОУ № 137 для участия во Всероссийском конкурсе воспитательных систем образовательных учреждений отправила материал, отражающий специфику работы дошкольного учреждения компенсирующего вида, обеспечивающего коррекцию функциональных нарушений у детей- дошкольников.
Проведенный среди дошкольных образовательных учреждений района смотр-конкурс «Светофорик» по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма выявил победителей: I и II места заняли детские сады №№ 158, 75. Дошкольные учреждения подготовили иллюстрированные проспекты «Воспитание юного пешехода». Министерство МВД и Министерство образования ЧР вручили воспитанникам детского сада № 158 приз - мягкую игрушку.
В I республиканских играх-соревнованиях «Малышиада» приняло участие 36 детских команд. В 9 микрорайонах на базе СОШ организовывались спортивные состязания для выявления лучшей команды. Дипломами I, II, III степени были отмечены ДОУ №№ 146,75,6. Детской команде ДОУ № 146 был вручен переходящий кубок отдела физической культуры и спорта администрации Ленинского района г.Чебоксары. При проведении соревнований в столичном округе г.Чебоксары, где участвовали детские сады ДОУ №№ 116, 146, 177, ДОУ № 146 занял II место.
В рамках реализации городской подпрограммы «Созвездие юных талантов» проводился районный конкурс «Маленькие звездочки» по театрализованной деятельности. В конкурсе приняли участие 620 воспитанников из 32 дошкольных образовательных учреждений, которые представили различные спектакли: театрализованные представления, мюзиклы, буффонада, водевиль, балет. Для участия в заключительном фестивале театрального конкурса «Маленькие звездочки» были отобраны 18 финалистов. Победителями конкурса по номинациям стали детские сады: «Лучший детский спектакль» - ДОУ № 64, «Роль первого плана» - ДОУ № 46, 137, «За сохранение чувашских народных традиций» - ДОУ № 35, «Золотой ключик духовности» - ДОУ № 76, «Лучшее костюмированное представление» - ДОУ № 162, «Звонкие голоса» - ДОУ № 75,121, «Лучшая хореографическая композиция»- ДОУ № 66, «Юные полиглоты» ДОУ№ 25, 2 диплома за «Оригинальное сценарное решение» и «Приз зрительских симпатий» получили воспитанники ДОУ № 9. Все победители были награждены Дипломами и ценными призами.
В целом 24 ДОУ района участвовали в районных, городских, республиканских мероприятиях, а некоторые даже - на федеральном уровне, такие учреждения как: ДОУ №№ 137,158,141,145,123. В 2003 году активизировалась деятельность МДОУ №№ 6,25,66,75,9,146,180. Особо следует отметить, что в течение учебного года работа отдельных дошкольных учреждений освещалась на телевидении, радио и в печати. Это МДОУ №№ 6,25,26,35,59,51,64,66,75.83,113,118,123,134,137,141,145,146,179, 180.
Вместе с тем, имеется ряд нерешенных проблем:
ü Неудовлетворенность спроса населения на определение детей в дошкольные образовательные учреждения;
ü Старение педагогических кадров, отток молодых, творческих педагогов, неудовлетворенных условиями труда, низкий статус воспитателя детского сада в обществе;
ü Устаревшая материальная база, высокий процент износа различного оборудования, несвоевременное его пополнение и обновление с учетом современных требований;
ü Недостаточное использование ДОУ многоканального финансирования;
ü Мотивационно-целевая деятельность руководителей ДОУ не ориентирована на объединение коллектива по достижению высокого качества воспитательно-образовательного процесса;
ü Не завершена работа руководителей и педагогических коллективов по созданию травмобезопасной среды дошкольного учреждения
В перспективе, с целью модернизации системы дошкольного образования в новом учебном году определены направления работы:
· Создание в районе новых форм дошкольного образования в соответствии с социально-экономическими условиями;
· повышение качества воспитательно-образовательного процесса и расширение сферы образовательных и оздоровительных услуг;
· внедрение информационных технологий в дошкольное образование;
· поиск эффективной модели методической службы в ДОУ для активизации инновационного процесса;
· продолжение работы по реализации проблемы охраны жизни, здоровья и прав воспитанников, техники безопасности, профилактики травматизма и создания безопасных условий в деятельности дошкольных учреждений.
· сохранение и омоложение кадров через моральное и материальное стимулирование педагогов дошкольных учреждений;
· постоянное обновление материально-технической базы ДОУ с использованием разных видов многоканального финансирования.