Эксперемент школ Ленинского района признан удачным
В ходе работы республиканского семинара на тему: « Организация профильного обучения в Чувашии через сетевое взаимодействие» (25 августа 2004 г.) в селе Краснормейское отдел управления образованием администрации г. Чебоксары по Ленинскому району представил информацию о ходе эксперимента по введению профильного обучения в школах Ленинского района.
Анализ первого этапа эксперимента по введению предпрофильной подготовки в 9-ых классах лицея №2, СОШ №37,49 показал, что приоритетными направлениями профилизации стали
· Естественно - математическое (СОШ №37)
· Математическое (СОШ №49)
· Гуманитарное (СОШ №37, 49)
· Социально - экономическое (СОШ №37, 49, лицей №2)
· Инженерное (лицей №2)
· Биолого-медицинское (лицей №2)
· Педагогическое (лицей №2)
· Юридическое (лицей №2)
Причем, выбранный профиль, учащиеся сохранили при переходе в 10-ый класс на 100% в лицее №2, на 96% в СОШ №37, на 78% в СОШ №49. Это свидетельствует о том, что предварительная профориентационная работа и психологическое сопровождение в данных ОУ проводится на достаточно высоком уровне.
Создание элективных курсов - важная часть обеспечения введения профильного обучения, так как они направлены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. В школах, включенных в эксперимент (СОШ №37,49, лицей №2), в 2003\2004 году реализовывалось -23 элективных курсов. Преобладающими стали предметные курсы, являющиеся как бы «надстройкой» профильных курсов и обеспечивающие повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета: «Деловой немецкий язык», «Информационные технологи», «Физический практикум», «Дополнительные главы к курсу математики» в СОШ №37, «Тригонометрия», «Статика» в лицее №2, «Деловая и спикерская риторика», «Лабораторная физика», «Информационный бизнес» в СОШ №49 (9)- 39%. Элективы «внепредметного» характера (3) составили 13%,
«межпредметного» (3) - 13%,
а элективы, ориентированные на выбор профессии (8) - 34%.
Выбор типов элективных курсов во многом обусловлен наличием педагогических кадров, их профессиональной компетентностью, уровнем креативного мышления и установкой учащихся на получение глубоких знаний по отдельным предметам, необходимых для поступления в Вуз и выбора профессии. К сожалению, расширение общего кругозора учащихся остается второстепенным и для педагогов и для школьников. Это отчасти объясняется отсутствием в школах преподавателей СУЗов, ПУ,ВУЗов, способных дать межпредметные и внепредметные знания. На сегодняшний день элективы в основном ведут школьные учителя (22), мало привлекаются преподаватели Вузов и Сузов
В этих условиях актуальность приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений, реализация которых намечена на 2004\2005 г.
В 2004-05 учебном году предусмотрено:
· введение школьного эксперимента по осуществлению предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов СОШ №47,22, через реализацию модели сетевой организации профильного обучения («ресурсный центр» - СОШ №49). Ресурсный центр как форма организации образовательного процесса предполагает объединение нескольких ОУ (СОШ №22,47) вокруг наиболее сильного ОУ (СОШ №49), обладающего достаточными материальными и кадровыми ресурсами, которое выполняет роль «ресурсного центра»;обеспечение школами №22,47 преподавания в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть предпрофильной подготовки (профильные предметы и элективные курсы), которые они способны реализовать в рамках своих возможностей. Остальную предпрофильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».
· введение школьного эксперимента по осуществлению предпрофилльной подготовки учащихся 9-ых классов СОШ №17, через реализацию модели сетевой организации, основанной на кооперации (объединение образовательных ресурсов). Кооперация как форма организации образовательного процесса предполагает. Объединение образовательных ресурсов различных образовательных учреждений (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, начального и среднего профессионального образования, высшего образования и др.); предоставление учащимся права выбора получения предпрофильного обучения не только в СОШ №17, но и в кооперированных образовательных структурах.