"Почему родной язык только для урока"
В 49-й чебоксарской школе на протяжении месяца проходила необычная эстафета, начатая Чувашским национальным конгрессом. Месячник был посвящен Матери. Дети писали сочинения о самом любимом человеке на земле, разучивали стихи и песни, запоминали пословицы, выпускали стенгазеты... Эстафета завершилась встречей учителей-словесников с учеными, представителями министерств и общественных организаций. Академик Г. Волков в четвертом классе провел урок любви к языку и литературе.
Конечно, такие уроки бесследно не проходят. Растет заинтересованность детей чувашским языком, культурой родного края. Сейчас для изучения языка в городских школах есть и кадры, и методические пособия, учебная и художественная литература. Но... Как верно подметил участник встречи известный языковед Ю. Виноградов, чувашский язык почему-то остается в рамках класса. Выйдя с урока, дети тут же переходят на русский. Дома, на улице, в магазине, других общественных местах тоже говорят на русском, хотя никто не мешает, не запрещает общаться на родном языке. Видимо, нет привычки. Да и знаний, навыков не хватает.
Как повысить интерес городских детей к языку, воспитать национальную элиту? Вопрос остается открытым. Предложение академика Г. Волкова о создании классической чувашской гимназии с особыми условиями для одаренных детей тоже, думается, не бесспорно. Опыт других национальных республик, как одежда с чужого плеча, может нам не подойти.
Большим подспорьем в освоении языка должно стать электронное учебное издание «Учите чувашский. Уровень для начинающих». Готовится оно Министерством образования и молодежной политики республики совместно с известной британской компанией EuroTalk и выйдет в свет уже в конце этого года.