Руководители образовательных учреждений столицы о проектной деятельности...
Центр психолого-медико-социального сопровождения «Содружество» Ленинского района провел социологический опрос среди руководителей образовательных учреждений столицы о возможностях проектной деятельности. Из 87 руководителей образовательных учреждений города в исследовании приняли участие 56 человек , то есть 64 %.
Руководители образовательных учреждений города считают, что на данном этапе в рамках проектной деятельности они умеют «планировать и ставить цели», «привлекать людей», «выявлять проблемы», «описывать этапы, анализировать», «сотрудничать и работать в команде», а также, что очень важно, «умеют учиться». При этом при организации проектной деятельности руководители затрудняются в использовании на практике накопленных теоретических знаний, испытывают трудности в поиске инновационных подходов к организации работы, при нахождении и эффективном использовании ресурсов, описании результатов полученного опыта. Таким образом, руководители образовательных учреждений города достаточно ясно представляют свои сильные и слабые стороны в организации проектной деятельности.
Руководители образовательных учреждений в силу своего должностного положения играют особую роль при организации любых коллективных форм деятельности, в проектной же деятельности, если она выстроена по принципу групповой (командной) работы, роль руководителя наиболее значима. Какую же роль в проектной команде с большой готовностью желают выполнять представители управленческого корпуса?
На этот вопрос даны следующие ответы:
1 место - роль лидера;
2 место - роль организатора;
3 место - роль члена команды;
4 место - роль консультанта, координатора;
5 место - роль генератора идей;
6 место - любую роль
Но респонденты не видят себя в роли «исполнителей, технических работников, посредников». При этом некоторая часть не хотела бы в проектной команде выполнять и роль лидера и организатора
Итак, противоречивость взглядов руководителей образовательных учреждений свидетельствует о недостаточно сформировавшейся ролевой готовности в области осуществления лидерства.
На вопрос «При осуществлении каких функций управления, по Вашему мнению, можно использовать проектную деятельность как управленческий ресурс?» респонденты дали следующие ответы:
1 место - принятие стратегических решений;
2 место - планирование работ;
3 место - мотивация сотрудников;
4 место - организация работ;
5 место - осуществление связей с внешней средой;
6 место - контроль за выполнением работ
7 место-формирование и сплочение команды, работа над имиджем
образовательного учреждения
На вопрос «Какие из представленных проектов вас заинтересовали и Вы хотели бы
принять в них участие?» были даны следующие ответы: У
1 место - внедрение здоровьесберегающих технологий;
2 место - компетентностно-ориентированное обучение;
3 место - профильное обучение;
4 место - правовое обучение;
5 место - создание единой образовательной среды;
6 место - безопасность образовательной среды;
7 место - связи с внешней средой;
8 место - принятие стратегических решений;
9 место - совершенствование структуры и содержания образования
Готовность воспользоваться возможностями метода проектной деятельности продемонстрировали 53% респондентов. Среди приоритетных проблем, которые бы руководители образовательных учреждений хотели бы решить проектными средствами, были названы следующие:
> введение профильного обучения;
> повышение качества образования;
> внедрение здоровьесберегающих технологий
Затруднились на последний вопрос дать ответы 26 человек, то есть 46% от общего числа опрашиваемых. Скорее всего, это свидетельствует о недостаточной мотивации применять метод проектной деятельности в своей практике без дополнительного ознакомления с теорией проектной деятельности и без первичного опыта его использования , например, в экспериментальном режиме.