С утра и до ночи троллейбус хлопочет
О социальной значимости этого вида транспорта, его проблемах и перспективах шла речь на недавней встрече трудового коллектива МУП "Чебоксарское троллейбусное управление" с главой города. Началась она, впрочем, совсем не торжественно - с признания Николая Емельянова, сразу расположившего к себе зал:
- Всякий раз, когда прихожу сюда и вижу старые фотографии, меня охватывает волнение... Молодцы, что в наше нелегкое время смогли удержаться на плаву, чего, к сожалению, не могу сказать об автобусниках. Мало того, у вас сильны добрые традиции: вы сберегли свой музей, не дали исчезнуть художественной самодеятельности, продолжаете заниматься спортом. И что очень важно, по-прежнему заботитесь о своих ветеранах... Перед тем, как открыть дверь проходной, я тоже долго разглядывал портреты "передовиков производства" (слова действительно из нашей прошлой жизни) на Доске почета. И не без труда обнаружил много знакомых лиц - в основном кондукторов, с которыми не раз приходилось ездить в троллейбусах на разных маршрутах. Нелегкая это профессия и нелюбимая в народе - сродни работе "гаишников". Однако есть у нас в Чебоксарах кондукторы, от общения с которыми поднимается настроение. Жаль, что на весь городской транспорт их - единицы. И это - одна из проблем, на которую в троллейбусном управлении не собираются закрывать глаза. Из 2,5 тысячи здешних работников армия кондукторов составляет немалую часть - 580 человек. Но текучесть кадров в их рядах, увы, немаленькая.
В управлении считают, что троллейбусный парк нужно ежегодно обновлять, как минимум, на 25 машин. Однако в нынешнем году предприятие сможет закупить на свои средства лишь два троллейбуса. Еще два, сказал Николай Емельянов, поможет приобрести город. Кстати, все эти машины будут работать на новом, 19-м по счету, маршруте, который откроется ко Дню города. "ЧН" уже писали, что пройдет он по 30-й дороге и свяжет Красную площадь -с улицей Гладкова.
О реконструкции транспортных магистралей, строительстве новых дорог и развязок на встрече говорилось много. Что, в общем-то, неудивительно.. Узкая проезжая часть городских улиц, увеличившийся поток машин, "пробки" на дорогах и разбитый асфальт - другая проблема, мешающая троллейбусникам хорошо работать.
Но и это еще не все. Речь о маршрутках, которых сейчас в городе 440. Впрочем, цифра эта не совсем точная. Как объяснил Николай Иванович, еще от 50 до 80 таких машин числятся пригородными, однако тоже курсируют по городу, и не только транзитом. Скажем, если маршрутка, отправляясь со станции "Новосельская", следует в Новочебоксарск, вовсе не факт, что она туда доедет. "Газель" может развернуться около "Энергозапчасти" и помчать обратно, собирая по пути голосующих пассажиров. При этом невозможно проконтролировать, откуда она едет - из Новочебоксарска или с другого конца города. В результате -еще больший поток машин на дорогах, вечно занятые "Газелями" остановочные "карманы". Наконец, усилившаяся конкуренция троллейбусам, начало которой было положено с появлением частных перевозчиков.
Глава города считает, что проблему можно решить, уменьшив количество таких автобусов за счет увеличения в них посадочных мест. Уже начат выпуск новых моделей маршруток, скоро они появятся в Чебоксарах. Вот тогда и можно будет сократить их численность до 350, а то и до 320...
Николай Емельянов, говоривший о троллейбусном управлении, како рентабельном, стабильном, предприятии, которое хорошо справляется с заказами администрации города и правительства республики, уверен: МУП по плечу сделать троллейбус не просто самым дешевым, но и максимально удобным для пассажиров. А город, конечно, поможет.