И тысяча учеников...
Более пятидесяти лет проработал учитель труда Александр Емельянович Жевлаков в одном и том же здании и даже в одном кабинете. В 1955 году он впервые переступил порог чебоксарской школы № 22, сейчас лицей №2.
Родился Саша в Омской области в деревеньке с забавным названием названием Веселый Привал в семье бухгалтера и учительницы. А вскоре родители перебрались в город Тата рек. Там находилась кавалерийская школа, где трудился отец. В связи с переездом у матери пропало молоко, и младенца выкормила своей грудью жена одного из командиров - чувашка по национальности. Мать Александра Емельяновича потом долго этот факт вспоминала: «Ох, неслучайно судьба тогда так распорядилась».
Надо было помогать семье, и Александр, не окончив даже средней школы, пошел работать. В1945 году в город прибыл целый эшелон трофейных студебеккеров. Чтобы отпустить пригнавших технику солдат, стали срочно создавать курсы шоферов для местных жителей. Саше было лишь 16 лет, и курсы ему не «светили». Ушлые ребята подсказали выход—раскрывая при оформлении паспорт, палец наложить как раз на год рождения. Благодаря тогдашней суматохе проделка удалась.
Стал Саша колесить по городам и весям. И, возможно, так и остался бы на всю жизнь водителем, тем более что профессия нравилась. Да опять вмешалось... молоко.
В то время в Сибири свирепствовала страшная коровья болезнь-бруцеллез, передающаяся и человеку. Большой любитель молока, Александр частенько покупал кринку-другую у сельчанок и... заразился. На больничной койке провел месяцы. В итоге с профессией шофера пришлось расстаться. Более того, врачи советовали уехать из Сибири куда-нибудь южнее. Так Жевлаков оказался в Чувашии, на родине своей молодой жены. Устроился токарем на шумерлинский завод «Комбайодеталь» (ныне - завод автофургонов). Однако хотелось учиться дальше. И спустя год Саша поступил в электромеханический техникум. Заочной формы обучения тогда не было, только дневная. А надо было во время учебы на что-то жить, содержать семью. С однокурсниками объединились в бригаду мастеров. По ночам и воскресеньям разгружали баржи, резали плоты, рубили дрова (однажды для первой горбольницы нарубили за ночь 20 кубометров) и т.д.
А когда в средних школах была введена новая дисциплина -производственное обучение, Александр Емельянович стал подрабатывать мастером производственного обучения в школе № 22. В те времена это учебное заведение и его мастерская считались лучшими в городе. Вот так пришел Саша в школу на время, а остался в ней навсегда.
В производственное обучение входило и автодело. По программе конца 50-х школьникам надо было отъездить на автомобиле 10 часов. Директор школы добыл где-то списанную полуторку. Жевлаков принялся приводить машину в порядок. С ребятами разобрал ее буквально до рамы. Любовно собранная вновь, она отлично бегала. Однако ее неказистый вид и солидный возраст однажды привели в крайнее негодование автоинспектора. Узнав, что машина школьная, он начал громко возмущаться: «На чем детей учишь?! Позоришь советскую власть!» И, представьте себе, забрал у Жевлакова права, а сам уехал в отпуск. Пришлось Александру Емельяновичу дожидаться его возвращения - никто в ГАИ не верил, что документа его лишили не за нарушение, а на идеологической, так сказать, почве.
Рутина и Жевлаков - понятия несовместимые. Творческая жилка не давала педагогу ограничиваться рамками учебной программы. Александр Емельянович пропадал в мастерской с утра до вечера. А с ним - и увлеченные техникой пацаны. Иногда расходились так поздно, что даже милиция на улице задерживала.
Своими руками смастерили" действующую модель железной дороги, а также модели ледокола «Ленин», крейсера «Аврора», подъемного крана, лунохода, сконструировали телескоп, паровую машину, водяной велосипед и т.д., а к 40-летию ЧАССР даже броневик сделали. Гость праздника, командующий Приволжским военным округом, так восторгался моделью, что «авторы» рискнули попросить у него автомобиль для школы. И получили на смену старушке-полуторке ГАЗ-67.
В 60-е годы космонавтика была самой популярной темой. В своем кружке изготовили самоходную ракетную установку с дистанционным управлением, первые в Советском Союзе модели ракет, запускали их за городом в пробные полеты. Кружковцы создавали и двух-, трехступенчатые ракеты, работающие на дымном порохе.
Некоторые модели ракет питомцы Жевлакова подарили Андрияну Николаеву и Павлу Поповичу, когда космонавты гостили в Чебоксарах.
За полвека педагогической практики количество учеников Александра Емельяновича перевалило далеко за тысячу. Они стали высококвалифицированными рабочими, инженерами, профессорами, бизнесменами, врачами и т.д. Его бывшие питомцы, многие из которых уже сами пенсионеры, до сих пор поддерживают с ним связь, помогают школьной мастерской материалами и оборудованием. А руководство лицея № 2 и сейчас не хочет расставаться с преподавателем-ветераном, заслуженным учителем Чувашии, хотя ему уже 76 лет. «Без вас как без рук», - говорят они.