И тысяча учеников...

Более пятидесяти лет проработал учитель труда Александр Емельянович Жевлаков в одном и том же здании и даже в одном кабинете. В 1955 году он впервые переступил порог чебоксарской школы № 22, сейчас лицей №2.

Родился Саша в Омской области в деревеньке с забавным названием названием Веселый Привал в семье бухгалтера и учительни­цы. А вскоре родители перебра­лись в город Тата рек. Там нахо­дилась кавалерийская школа, где трудился отец. В связи с переез­дом у матери пропало молоко, и младенца выкормила своей гру­дью жена одного из командиров - чувашка по национальности. Мать Александра Емельяновича потом долго этот факт вспо­минала: «Ох, неслучайно судьба тогда так распорядилась».

Надо было помогать семье, и Александр, не окончив даже сред­ней школы, пошел работать. В1945 году в город прибыл целый эшелон трофейных студебеккеров. Чтобы отпустить пригнавших технику сол­дат, стали срочно создавать курсы шоферов для местных жителей. Саше было лишь 16 лет, и курсы ему не «светили». Ушлые ребята подсказали выход—раскрывая при оформлении паспорт, палец на­ложить как раз на год рождения. Благодаря тогдашней суматохе проделка удалась.

Стал Саша колесить по горо­дам и весям. И, возможно, так и остался бы на всю жизнь водите­лем, тем более что профессия нравилась. Да опять вмеша­лось... молоко.        

В то время в Сибири свиреп­ствовала страшная коровья бо­лезнь-бруцеллез, передающа­яся и человеку. Большой люби­тель молока, Александр частень­ко покупал кринку-другую у сель­чанок и... заразился. На боль­ничной койке провел месяцы. В итоге с профессией шофера пришлось расстаться. Более того, врачи советовали уехать из Сибири куда-нибудь южнее. Так Жевлаков оказался в Чува­шии, на родине своей молодой жены. Устроился токарем на шумерлинский завод «Комбайодеталь» (ныне - завод авто­фургонов). Однако хотелось учиться дальше. И спустя год Саша поступил в электромеханический техникум. Заочной формы обучения тогда не было, только дневная. А надо было во время учебы на что-то жить, содержать семью. С одно­курсниками объединились в бригаду мастеров. По ночам и воскресеньям разгружали бар­жи, резали плоты, рубили дрова (однажды для первой горбольницы нарубили за ночь 20 кубо­метров) и т.д.

А когда в средних школах была введена новая дисциплина -производственное обучение, Александр Емельянович стал подрабатывать мастером произ­водственного обучения в школе № 22. В те времена это учебное заведение и его мастерская счи­тались лучшими в городе. Вот так пришел Саша в школу на время, а остался в ней навсегда.

В производственное обуче­ние входило и автодело. По про­грамме конца 50-х школьникам надо было отъездить на автомо­биле 10 часов. Директор школы добыл где-то списанную полутор­ку. Жевлаков принялся приводить машину в порядок. С ребятами разобрал ее буквально до рамы. Любовно собранная вновь, она отлично бегала. Однако ее нека­зистый вид и солидный возраст однажды привели в крайнее не­годование автоинспектора. Узнав, что машина школьная, он начал громко возмущаться: «На чем детей учишь?! Позоришь со­ветскую власть!» И, представьте себе, забрал у Жевлакова права, а сам уехал в отпуск. Пришлось Александру Емельяновичу дожи­даться его возвращения - никто в ГАИ не верил, что документа его лишили не за нарушение, а на иде­ологической, так сказать, почве.

Рутина и Жевлаков - понятия несовместимые. Творческая жилка не давала педагогу огра­ничиваться рамками учебной программы. Александр Емелья­нович пропадал в мастерской с утра до вечера. А с ним - и увлеченные техникой пацаны. Иног­да расходились так поздно, что даже милиция на улице задер­живала.

Своими руками смастерили" действующую модель железной дороги, а также модели ледоко­ла «Ленин», крейсера «Аврора», подъемного крана, лунохода, сконструировали телескоп, паро­вую машину, водяной велосипед и т.д., а к 40-летию ЧАССР даже броневик сделали. Гость празд­ника, командующий Приволж­ским военным округом, так вос­торгался моделью, что «авторы» рискнули попросить у него авто­мобиль для школы. И получили на смену старушке-полуторке ГАЗ-67.

В 60-е годы космонавтика была самой популярной темой. В своем кружке изготовили са­моходную ракетную установку с дистанционным управлением, первые в Советском Союзе мо­дели ракет, запускали их за горо­дом в пробные полеты. Кружков­цы создавали и двух-, трехсту­пенчатые ракеты, работающие на дымном порохе.

Некоторые модели ракет пи­томцы Жевлакова подарили Андрияну Николаеву и Павлу Попо­вичу, когда космонавты гостили в Чебоксарах.

За полвека педагогической практики количество учеников Александра Емельяновича пере­валило далеко за тысячу. Они стали высококвалифицирован­ными рабочими, инженерами, профессорами, бизнесменами, врачами и т.д. Его бывшие пи­томцы, многие из которых уже сами пенсионеры, до сих пор поддерживают с ним связь, по­могают школьной мастерской материалами и оборудованием. А руководство лицея № 2 и сей­час не хочет расставаться с пре­подавателем-ветераном, заслу­женным учителем Чувашии, хотя ему уже 76 лет. «Без вас как без рук», - говорят они.

 



"Чебоксарские новости"
14 июня 2006
00:00
Поделиться