В благодарность за жизнь…
День воинской славы России и день снятия блокады Ленинграда – в эти памятные даты ветераны встречаются с молодежью завода, вспоминают те страшные дни, которые мы не имеем права забывать. Навсегда. Как отметил генеральный директор АО «ЧЭАЗ» Алексей Ильбеков, благодаря героям тех событий мы сегодня живем, живем свободно.
День снятия блокады Ленинграда для электроаппаратчиков особая дата. В августе 1942 года в Чебоксары был эвакуирован Ленинградский завод «Электрик», который стал частью электроаппаратного завода. С заводом приехали рабочие и инженеры, часть из которых связали свою жизнь с Чебоксарами.
Вера Виноградова вспомнила, как они жили в Ленинграде. Родители уходили на работу, а их 2-3-х летних детей оставляли дома одних, привязав за ногу к кровати. Квартиры все время обходили, проверяли, все ли живы. А потом была эвакуация, на трех баржах они переплывали Ладожское озеро. Но из-за обстрелов их баржа ушла в противоположную сторону, еды не осталось, своим куском делились зенитчики. Как вспоминала мама, маленькая Вера от бессилия не могла даже глаза открыть…
Борис Письменный, несмотря на то, что пережил суровые дни блокады, считает, что в жизни ему повезло. В конце 1941 года умер дед, мать от голода ослепла. Их с братом отправили в детский дом, но двоюродная сестра, узнав, что детский дом хотят эвакуировать, забрала их себе. Затем они уже с мамой переехали в Чебоксары, так как мама работала на заводе «Электрик». А потом уже Борис Сергеевич, выучившись на слесаря, сам пришел на завод и попал в цех Семена Мильмана. И это тоже удача, говорит ветеран. «Спокойный, уравновешенный человек, который прекрасно знал свою работу и готов был свои знания передать молодым», – таким вспоминает он своего наставника.
Отец Елены Королевой Николай Александрович тоже из Ленинграда, фрезеровщик 8 разряда, Герой Социалистического труда – пример для заводчан и его детей. Елена Николаевна вспоминает, что отец все время был в работе, никаких увлечений у него не было, все свободное время он посвящал заводу . На заслуженный отдых он ушел в возрасте 80 лет, оставив после себя учеников, часто его приглашали в школы на встречи, всегда откликался. Для семьи он был самым лучшим мужем и отцом. «Очень добрым и приветливым был» со словами Елены Николаевны соглашаются ветераны, работавшие с Николаем Александровичем.
Вспомнили в этот день и ветеранов тыла, участников Сталинградской битвы. Один из них Наум Абрамович Стотланд, ставший впоследствии начальником металлургического цеха. Он воевал в составе Сталинградского фронта, в Чебоксары попал после тяжелого ранения. В госпитале он познакомился со своей супругой Евой Либо, чуть позже она стала руководителем санчасти завода (ныне – центральная городская больница). Как вспоминает их дочь Мая Козлова, родители возвращались домой поздно, бывало, они дожидались отца на тумбочке на проходной, но и дома разговоры были только о заводе. Рана так и не давала Науму Абрамовичу покоя, супруга его всю жизнь лечила. А вечерами Еву Ефимовну часто вызывали соседи, никому не отказывала. «Мама не ходила, она все время бегала, – вспоминает Мая Наумовна. – Я горжусь своими родителями, для меня они всю жизнь были примером для подражания и в работе, в отношении к людям».
Участники мероприятия отметили, что родители часто благодарили чувашский народ за помощь и поддержку. Узнав, что они эвакуированы из мест, где идут бои, несли еду, одежду, посуду – делились всем, чем могли. Поэтому многие и остались в Чебоксарах. Здесь добрые и отзывчивые люди, говорили они.